Архитектор алтайских магистралей Иван Батанин

Почетный гражданин Алтайского края Иван Ильич Батанин доказал, что сила железной дороги – не только в металле и технологиях, но и в характере, преданности делу и ответственности за людей. Его жизнь стала неотъемлемой частью истории Алтайского края, которую он сам и помогал писать, прокладывая новые пути.

Родился Иван Батанин в 1930 году на Урале. Еще в школе решил поступать в престижный Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта.

Институт дал ему не только профессию, но и верную спутницу жизни – Эвелину, дочь первого председателя Алтайского крайисполкома Николая Смердова. Вместе они прошли долгих 57 лет.

В 1954 году молодой лейтенант-инженер получил распределение в Барнаул. Его карьера, как и полагается настоящему железнодорожнику, начиналась с оперативных должностей: дежурный по станции, маневровый диспетчер, старший помощник начальника станции.

Настоящим испытанием и первой школой руководства стало назначение в 1956 году начальником станции Алейская в разгар хлебной страды. Работали сутками, загружая по 100 вагонов зерна в сутки, за что Батанин получил свою первую награду – медаль «За освоение целинных земель».

60-е годы стали временем технической революции на транспорте: паровозы уступали место тепловозам и электровозам. Батанин, занимая руководящие посты в Барнаульском, а затем Алтайском отделении Западно-Сибирской железной дороги, был непосредственным участником и организатором этих масштабных преобразований. Электрификация участков, укладка вторых путей, строительство новых линий – за эти заслуги он получил свой первый знак «Почетный железнодорожник».

В 1969 году его перевели на партийную работу в крайком КПСС. В отделе транспорта и связи он отвечал за авиацию, автомобильный транспорт, связь, но железная дорога всегда оставалась на первом месте. А когда его пытались этим уколоть, он говорил, что ни один самолет или грузовик не возьмет столько груза, сколько железнодорожный состав.

В 1977 году Иван Ильич возглавил Алтайское отделение Западно-Сибирской железной дороги. 1980-е – годы решения стратегических задач. Под его руководством построен второй железнодорожный мост через Обь в Барнауле и четырехпутный участок до станции Алтайская. Это строительство, длившееся семь лет, сняло все ограничения по пропуску поездов и вывело работу отделения на пик эффективности.

По материалам книги «Гордость Алтая - люди»

При нем отделение разрослось до 1420 километров путей, 90 станций и 27 тысяч сотрудников. Оно стало «кровеносной системой» для промышленности всего края, обслуживало гигантов вроде Алтайского коксохимического завода и Рубцовских заводов.

Но Батанин понимал, что дорога – это прежде всего люди. При нем было построено 160 тысяч кв. метров жилья, школы, детские сады, санаторий-профилакторий. «Я с сердечной благодарностью думаю о ближайших помощниках – руководителях отделов и служб, о рядовых тружениках – локомотивщиках, движенцах, путейцах, энергетиках, строителях. На железной дороге нет слабаков!» – говорил Иван Ильич.

Иван Батанин вышел на пенсию в 1991 году. Он возглавил Совет ветеранов Алтайского отделения, превратив его в одну из самых активных и сплоченных ветеранских организаций края.

Его огромный вклад был отмечен многими государственными наградами. Но самой дорогой из них, без сомнения, стало звание «Почетный гражданин Алтайского края», присвоенное ему в 2012 году.

По материалам книги «Гордость Алтая - люди».


11.11.2025

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Ноябрь 2025

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30