Архитектор алтайских магистралей Иван Батанин
|
Почетный гражданин Алтайского края Иван Ильич Батанин доказал, что сила железной дороги – не только в металле и технологиях, но и в характере, преданности делу и ответственности за людей. Его жизнь стала неотъемлемой частью истории Алтайского края, которую он сам и помогал писать, прокладывая новые пути. Родился Иван Батанин в 1930 году на Урале. Еще в школе решил поступать в престижный Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта. Институт дал ему не только профессию, но и верную спутницу жизни – Эвелину, дочь первого председателя Алтайского крайисполкома Николая Смердова. Вместе они прошли долгих 57 лет. В 1954 году молодой лейтенант-инженер получил распределение в Барнаул. Его карьера, как и полагается настоящему железнодорожнику, начиналась с оперативных должностей: дежурный по станции, маневровый диспетчер, старший помощник начальника станции. Настоящим испытанием и первой школой руководства стало назначение в 1956 году начальником станции Алейская в разгар хлебной страды. Работали сутками, загружая по 100 вагонов зерна в сутки, за что Батанин получил свою первую награду – медаль «За освоение целинных земель». 60-е годы стали временем технической революции на транспорте: паровозы уступали место тепловозам и электровозам. Батанин, занимая руководящие посты в Барнаульском, а затем Алтайском отделении Западно-Сибирской железной дороги, был непосредственным участником и организатором этих масштабных преобразований. Электрификация участков, укладка вторых путей, строительство новых линий – за эти заслуги он получил свой первый знак «Почетный железнодорожник». В 1969 году его перевели на партийную работу в крайком КПСС. В отделе транспорта и связи он отвечал за авиацию, автомобильный транспорт, связь, но железная дорога всегда оставалась на первом месте. А когда его пытались этим уколоть, он говорил, что ни один самолет или грузовик не возьмет столько груза, сколько железнодорожный состав.
В 1977 году Иван Ильич возглавил Алтайское отделение Западно-Сибирской железной дороги. 1980-е – годы решения стратегических задач. Под его руководством построен второй железнодорожный мост через Обь в Барнауле и четырехпутный участок до станции Алтайская. Это строительство, длившееся семь лет, сняло все ограничения по пропуску поездов и вывело работу отделения на пик эффективности. При нем отделение разрослось до 1420 километров путей, 90 станций и 27 тысяч сотрудников. Оно стало «кровеносной системой» для промышленности всего края, обслуживало гигантов вроде Алтайского коксохимического завода и Рубцовских заводов. Но Батанин понимал, что дорога – это прежде всего люди. При нем было построено 160 тысяч кв. метров жилья, школы, детские сады, санаторий-профилакторий. «Я с сердечной благодарностью думаю о ближайших помощниках – руководителях отделов и служб, о рядовых тружениках – локомотивщиках, движенцах, путейцах, энергетиках, строителях. На железной дороге нет слабаков!» – говорил Иван Ильич. Иван Батанин вышел на пенсию в 1991 году. Он возглавил Совет ветеранов Алтайского отделения, превратив его в одну из самых активных и сплоченных ветеранских организаций края.
Его огромный вклад был отмечен многими государственными наградами. Но самой дорогой из них, без сомнения, стало звание «Почетный гражданин Алтайского края», присвоенное ему в 2012 году. |
11.11.2025





