• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Отчет комитета АПК за 2023 год

ОТЧЕТ
о работе постоянного комитета
Алтайского краевого Законодательного Собрания 
по аграрной политике, природопользованию и экологии в 2023 году

 Основные показатели работы
 В отчетном периоде деятельность постоянного комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по аграрной политике, природопользованию и экологии (далее – комитет) была направлена на совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере сельского хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, на формирование условий для развития агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, земельных отношений.
Деятельность комитета осуществлялась в соответствии с Регламентом Алтайского краевого Законодательного Собрания, Планом деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания на первое и второе полугодие 2023 года.
За отчетный период проведено 12 заседаний комитета, рассмотрено 63 вопроса с участием представителей органов исполнительной власти, профильных министерств и управлений, Общественной палаты Алтайского края, Счетной палаты Алтайского края, предпринимателей и научных учреждений.
В комитет поступило 53 обращения от организаций, 42 от граждан, рассмотрено 112 проектов федеральных законов, 4 законодательных инициативы от субъектов РФ, поддержано 19 обращений региональных парламентов.
За отчётный период комитетом было рассмотрено 22 проекта закона Алтайского края. Принято 16 законов Алтайского края и 3 постановления АКЗС по вопросам ведения комитета:
В 2023 году комитетом подготовлена законодательная инициатива по внесению изменения в статью 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
В комитет поступило 51 ходатайство о представлении к поощрению Благодарностью комитета граждан, коллективов, организаций. По всем ходатайствам были приняты положительные решения. 
Комитетом проведено 2 интернет – конференции, в рамках которых подготовлены ответы на 8 вопросов. 
Проведено 2 расширенных заседания комитета совместно с Советом по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий при АКЗС.
Проведено 2 выездных заседания комитета в Тальменском районе на тему «Обеспечение граждан Тальменского района деловой и дровяной древесиной для собственных нужд», в Алтайском районе на тему «Актуальные вопросы развития пантового оленеводства в Алтайском крае» совместно постоянным депутатским объединением АКЗС - фракцией ВПП «Единая Россия».

Основные направления работы в 2023 году
 В адрес Комитета Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации по аграрным вопросам направлено обращение по вопросам изменения Федерального закона «О пчеловодстве» в части оповещения о проведении работ по применению пестицидов и агрохимикатов. Предложения комитета не были учтены при внесении изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации».
В адрес Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий Минприроды России комитет направлял обращение по вопросу выделения федерального финансирования на строительство новых и реконструкцию существующих помещений, здания, сооружений в целях содержания животных без владельцев, а также по вопросу разработки федерального проекта, предусматривающего развитие сети приютов для животных без владельцев по типовому проекту посредством софинансирования их строительства из федерального бюджета. Минприроды России проинформировало комитет, что финансовое обеспечение расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации законодательства в области ответственного обращения с животными без владельцев, возможно осуществлять за счет собственных доходных источников бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом стимулирования привлечения частных инвестиций в строительство приютов для таких животных. Также проинформировало, что федеральный проект, предусматривающий развитие на территории России сети приютов для животных по типовому проекту, Минприроды России не разрабатывается.
В адрес управления ветеринарии Алтайского края направлено предложение комитета – предусмотреть в дополнительных требованиях к содержанию домашних животных, в том числе к их выгулу норму о введении на территории Алтайского края обязательной регистрации домашних животных. По информации управления ветеринарии Алтайского края введение обязательной регистрации домашних животных потребует дополнительного финансирования из краевого бюджета, в том числе на средства идентификации домашних животных (по предварительным расчётам на указанные цели потребуется порядка 50 млн. руб.). Введение обязательной регистрации домашних животных планируется проработать в ближайшей перспективе.
Комитетом были подготовлены и направлены предложения в адрес Комиссии Совета законодателей Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии в части внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 31 октября 2022 года № 1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства», предусматривающих:
1) складирование побочных продуктов животноводства, возникающих на верхнем плодородном слое почвы при разведении крупного рогатого скота, мелкого скота и коней до внесения в почву в буртах, без его снятия и без организации специализированных площадок;
2) возможность использования и транспортировки побочных продуктов животноводства, возникающих при разведении крупного рогатого скота, мелкого скота и конец без их предварительной переработки и без проведения дополнительных анализов (в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями) в случае использования их в качестве органических удобрений при внесении их в почву с последующей перепашкой.
С учетом отсутствия достаточной правоприменительной практики Минсельхозом РФ ведется мониторинг складывающегося правоприменения, на основании которого будут приняты дальнейшие решения. 
В адрес Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды направлены предложения по проекту федерального закона № 335106-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленные комитетом совместно с Правительством Алтайского края.
В адрес Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству комитетом направлено обращение о не поддержке инициативы Новосибирских рыбаков любителей по вопросу внесения изменений в Правила рыболовства Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, в части изменения срока весеннего запрета рыболовства и применяемых орудий лова.

 В рамках контрольных функций:
В январе состоялось выездное заседание комитета по вопросу «О ходе исполнения закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» в Тальменском районе.
В апреле в рамках заседания комитета заслушаны доклады министра природных ресурсов и экологии Алтайского края о ходе реализации государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» за 2022 год и доклад министра сельского хозяйства Алтайского края о ходе реализации государственных программ «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» и «Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края» в 2022 году.
В рамках Межрегионального агропромышленного форума «День Сибирского поля — 2023» заслушан доклад руководителя Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай «Особенности практического применения законодательных норм, регламентирующих производство, подтверждение фитосанитарной безопасности и качества, реализации и использования семян сельхозрастений в связи с вступлением в действие Федерального закона от 30 декабря 2021 года № 454-ФЗ «О семеноводстве».
В августе заслушан доклад министра природных ресурсов и экологии Алтайского края «О ходе исполнения закона Алтайского края от 18 декабря 1996 года № 60-ЗС «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае».
В сентябре 2023 года заслушан доклад врио начальника управления ветеринарии Алтайского края о ходе исполнения закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 107-ЗС «О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев».
В октябре 2023 года заслушан доклад министра сельского хозяйства Алтайского края по вопросу «Об эффективности использования краевых и федеральных субсидий в сельском хозяйстве Алтайского края в 2023 году».


 Краткая характеристика основных нормативных правовых актов, принятых по вопросам комитета по аграрной политике, природопользованию и экологии в 2023 году

 1. Закон Алтайского края от 31 января 2023 года № 1-ЗС «О внесении изменений в статьи 10 и 11 закона Алтайского края «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов».
К охотничьим ресурсам на территории Алтайского края отнесены волко-собачьи гибриды. Также законом уточнена норма в части размещения в сети «Интернет» извещения о начале приема заявлений на получение разрешений на добычу охотничьих ресурсов информации о квотах их добычи.

 2. Закон Алтайского края от 28 февраля 2023 года № 8-ЗС «О внесении изменений в статью 7 закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края».
Законом установлены новые нормы предоставления гражданам деловой древесины для собственных нужд: для строительства жилого дома 70 м3 деловой древесины, для ремонта жилого дома и надворных построек – 15 м3.

 3. Постановление Алтайского краевого Законодательного собрания от 3 апреля 2023 года № 76 «О внесении изменений в постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 28 февраля 2007 года № 120 «Об установлении предельных максимальных цен кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства»
Внесены изменения юридико-технического характера.

 4. Закон Алтайского края от 5 апреля 2023 года № 15-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края».
Установлены особенности реализации, заготовленной государственными (муниципальными) учреждениями древесины, в том числе гражданам для целей отопления, возведения строений, иных собственных нужд.
Закреплено право получения деловой древесины гражданами, призванными на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации по мобилизации или заключившими контракт о прохождении военной службы, при участии их в специальной военной операции, либо членами их семей (дети, родители, супруг (супруга) вне очереди, а также условия его реализации. Уточнены основания внеочередного получения древесины для собственных нужд гражданами в случае уничтожения (повреждения) жилого дома, части жилого дома, иного жилого помещения, хозяйственных построек в результате пожара или иного стихийного бедствия.

 5. Закон Алтайского края от 5 апреля 2023 года № 16-ЗС «О внесении изменений в статью 6-1 закона Алтайского края «О недропользовании на территории Алтайского края».
Расширена компетенция уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в области охраны окружающей среды – Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края полномочием по участию в государственном мониторинге состояния недр, осуществляемом соответствующими федеральными органами.

 6. Закон Алтайского края от 31 мая 2023 года № 34-ЗС «О внесении изменений в приложение к закону Алтайского края «О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев».
Сокращено максимальное количество дней содержания животного без владельца в приюте с 45 до 21 дня. Расширен перечень услуг по содержанию одного животного без владельца. Закреплено ежегодное изменение нормативов финансовых затрат, необходимых для отлова, содержания и возврата на прежние места обитания животных без владельцев, исходя из прогнозируемого на соответствующий финансовый год уровня инфляции.

 7. Закон Алтайского края от 6 июня 2023 года № 36-ЗС «О внесении изменений закон Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края».
Законом уточняется, что граждане, подавшие заявление в орган местного самоуправления о предоставлении древесины для индивидуального жилищного строительства или ремонта жилого дома до вступления в силу закона Алтайского края от 28 февраля 2023 года № 8-ЗС «О внесении изменений в статью 7 закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» и затем поставленные на учет в качестве испытывающих потребность в древесине для собственных нужд, вправе приобрести вышеуказанную древесину согласно ранее действовавшим нормативам: 100 м3 для строительства и 25 м3 для ремонта жилого дома.

8. Закон Алтайского края от 9 июня 2023 года № 40-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае».
Скорректированы отдельные положения Закона и дополнена статья, регулирующей особенности организации и осуществления туризма на особо охраняемых природных территориях, его критерии.
Законом установлены иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения: «охраняемыми природными комплексами» и «экотуристическими территориями».

 9. Закон Алтайского края от 5 сентября 2023 года № 43-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О ветеринарии»
Законом внесены изменения, согласно которым специалисты в области ветеринарии, осуществляющие фармацевтическую деятельность, подлежат аккредитации. Также уточнена норма о реализации задач в области ветеринарии в Алтайском крае исполнительным органом Алтайского края в области ветеринарии и подведомственными ему организациями во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации и подведомственными им организациями и специалистами в области ветеринарии. Кроме того, внесены изменения редакционного и юридико-технического характера.

 10. Закон Алтайского края от 7 сентября 2023 года № 55-ЗС «О семеноводстве»
Закон устанавливает обязательные требования при обороте семян сельскохозяйственных растений и деятельности, связанной с таким оборотом в целях предотвращения (или минимизации последствий) причинения вреда охраняемым законом ценностям, при этом не устанавливаются требования для устранения рыночных и иных рисков, напрямую не причиняющих вреда.
Россельхознадзор при проведении федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений будет проводить оценку посевов (посадок) сельскохозяйственных растений и семян сельскохозяйственных растений на наличие в посевах (посадках) сельскохозяйственных растений и семенах сельскохозяйственных растений генно-инженерно-модифицированных организмов. Проведение такой оценки обеспечит соблюдение индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами запрета на использование для посева (посадки) семян, полученных с применением методов генной инженерии.
Законом предусмотрена обязанность сельхозтоваропроизводителей предоставлять информацию в ФГИС «Семеноводство».

 11. Закон Алтайского края от 3 октября 2023 года № 64-ЗС «О внесении изменения в статьи 2 и 3 закона Алтайского края «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения»
Законом внесены изменения, предусматривающие введение нового вида муниципального образования – муниципальный округ.

 12. Закон Алтайского края от 3 октября 2023 года № 65-ЗС «О внесении изменения в статью 15 закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края»
В связи с протестом прокурора Алтайского края, законом предусмотрено, что краевые бюджетные и автономные учреждения утрачивают право осуществления рубок спелых и перестойных лесных насаждений в целях формирования внебюджетных источников финансирования, предназначенных для выполнения государственных программ в области охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов и развития лесного хозяйства, не обеспеченных субвенциями из федерального бюджета.

 13. Закон Алтайского края от 3 октября 2023 года № 68-ЗС «О внесении изменения в статью 6 закона Алтайского края «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов»
Закон направлен на установление дополнительных гарантий социальной защиты должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного охотничьего контроля (надзора) (далее – государственные охотничьи инспекторы).
Законом к полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов отнесено осуществление страхования жизни и здоровья государственных охотничьих инспекторов, осуществляющих федеральный государственный охотничий контроль (надзор) на территории Алтайского края, за исключением особо охраняемых природных территории федерального значения.

 14. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 ноября 2023 года № 301 «О внесении изменения в подпункт 2 пункта 1 постановления Алтайского краевого Совета народных депутатов от 28 февраля 2007 года № 120 «Об установлении предельных максимальных цен кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаражей для собственных нужд и индивидуального жилищного строительства»
В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством постановлением внесено изменение - добавлен новый вид муниципального образования – муниципальный округ.

 15. Закон Алтайского края от 3 ноября 2023 года № 75-ЗС «О внесении изменений в статьи 4 и 20 закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края
Законом уточнены полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в области лесных отношений) в части установления зон контроля лесных пожаров, выполнения мер пожарной безопасности в лесах, тушения лесных пожаров, а также осуществления мер экстренного реагирования. Законом определены полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в части ведения государственного лесного реестра в электронной форме на основе созданной и введенной в эксплуатацию в этих целях федеральной государственной информационной системы лесного комплекса в отношении лесов, расположенных в границах территории Алтайского края.
Согласно графику предоставления Рослесхозом доступа органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные им в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, к федеральной государственной информационной системе лесного комплекса доступ Алтайскому краю будет предоставлен в январе 2024 года, в связи с чем внесены соответствующие изменения. Также внесены отдельные изменения юридико-технического характера.

 16. Закон Алтайского края от 3 ноября 2023 года № 76-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края»
Закон разработан в целях совершенствования правового регулирования в области развития племенного животноводства и отечественной селекции. Изменения носят преимущественно юридико-технический характер и вызваны динамикой федерального законодательства.
В законе Алтайского края от 4 февраля 2008 года № 2-ЗС «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае» закреплен приоритет государственной поддержки в области семеноводства отечественной селекции российским юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, осуществляющим селекцию на территории Российской Федерации сортов и гибридов семян сельскохозяйственных растений, для воспроизводства которых не требуется ввоз на территорию Российской Федерации семян родительских форм гибридов и оригинальных семян сортов сельскохозяйственных растений.
В закон Алтайского края от 6 декабря 2010 года № 110-ЗС «О пчеловодстве» внесены корреспондирующие изменения, связанные с необходимостью единообразного использования понятия «деятельность в области племенного животноводства», что обусловлено необходимостью создания федеральной государственной информационно-аналитической системы племенных ресурсов.
В законе Алтайского края от 9 сентября 1999 года № 44-ЗС «О государственной поддержке личных подсобных хозяйств, занятых производством сельскохозяйственной продукции» исключается направление государственной поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в части проведения мероприятий по повышению качества племенных сельскохозяйственных животных.

 17. Закон Алтайского края от 7 ноября 2023 года № 84-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О недропользовании на территории Алтайского края»
Закон разработан в связи с динамикой федерального законодательства. Внесены изменения в закон Алтайского края «О недропользовании на территории Алтайского края» в части дополнения оснований предоставления права пользования участками недр возможностью такого предоставления на основании решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации без проведения аукциона для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании концессионных соглашений в отношении объектов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве в отношении объектов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 18. Закон Алтайского края от 5 декабря 2023 года № 92-ЗС «О внесении изменений в статьи 5.1 и 6 закона Алтайского края «Об охране окружающей среды в Алтайском крае»
Закон разработан в целях приведения отдельных положений закона Алтайского края от 01.02.2007 № 3-ЗС «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» в соответствие с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Предлагаемые изменения дополняют полномочия органа исполнительной власти Алтайского края в области охраны окружающей среды и органов местного самоуправления Алтайского края по выявлению и организации ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде (далее – НВОС). При этом выявление объектов НВОС применительно к земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления, применительно к иным территориям - органом исполнительной власти Алтайского края в области охраны окружающей среды, за исключением случаев выявления объектов НВОС уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами власти или подведомственными им учреждениями.

 19. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 5 декабря 2023 № 347 «О законодательной инициативе по внесению изменения в статью 29.1. Лесного кодекса Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 29.1. Лесного кодекса Российской Федерации» разработан в целях предоставления на законодательном уровне государственным бюджетным и автономным учреждениям права использования лесов для заготовки  древесины в целях формирования внебюджетных источников финансирования для выполнения государственных программ в области охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов и развития лесного хозяйства, не обеспеченных субвенциями из федерального бюджета.
Алтайское краевое Законодательное Собрание полагает, что в целях формирования внебюджетных источников финансирования, в том числе для выполнения государственных программ в области охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов
 и развития лесного хозяйства, не обеспеченных субвенциями из федерального и краевого бюджетов, аналогичную возможность для осуществления лесопользования необходимо предусмотреть и для краевых автономных учреждений.
Таким образом, мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, не профинансированные бюджетом, будут осуществляться учреждениями
 за счет средств, получаемых от реализации заготовленной древесины
 и продукции её переработки, то есть фактически доходы будут направлены
 на обеспечение государственных нужд по охране и защите лесов на территории субъекта Российской Федерации.
Одновременно передача государственным автономным учреждениям
 в безвозмездное (бессрочное) пользование лесных участков приведет
 к увеличению рабочих мест, возрождению лесных поселков, снижению социальной напряженности в регионе, повышению статуса и уровня доверия
 к государственной власти.
 


Вернуться назад в раздел