Александр Молотов: Важно успеть на уровне региона сформулировать свое видение образовательной реформы
В Парламентском центре прошло заседание Совета по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию при АКЗС. На совещании обсудили тему «Концепции трансформации высшей школы: в поиске оптимальных решений». Участие в обсуждении путей развития системы высшего образования приняли участие представители регионального Правительства, алтайских вузов и научных организаций.
Председатель Совета, глава комитета АКЗС по образованию и науке Александр Молотов напомнил, что в Послании Федеральному Собранию в феврале этого года Президент Владимир Путин заявил об отказе от дальнейшего участия России в Болонском процессе и запуске в стране масштабной образовательной реформы.
«Президент сказал, что стране необходимо вернуться к традиционной подготовке специалистов с высшим образованием и что отечественному образованию необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе и успешного опыта последних десятилетий», – добавил парламентарий.
Александр Молотов перечислил основные аспекты, которые должны найти отражение в реформе высшей школы. Вузы смогут устанавливать разные сроки обучения в рамках одного направления и одной специальности в зависимости от квалификации, отрасли экономики или социальной сферы. Прием студентов на специалитет расширится за счет соответствующего сокращения поступления на бакалавриат. Возможно появление программ обучения, которые объединят бакалавриат и магистратуру, и будут длиться 5-5,5 лет. Двухлетнюю магистратуру планируют использовать для углубленного изучения предметов в рамках одной специальности, таким образом этот формат будет использоваться незначительным числом обучающихся. При этом отказ от двухступенчатой системы получения высшего образования не коснется иностранных студентов и не повлияет на выпускников и тех, кто уже учится по программам бакалавриата или магистратуры. Сохранится аспирантура и адъюнктура, главной целью которых, как и раньше, будет подготовка преподавательских и научных кадров. Также сохранится и единый государственный экзамен как итоговая проверка выпускников школ и основное испытание для поступающих в вузы. Разработка целостной концепции образовательной реформы поручена федеральному Министерству науки и высшего образования.
«Срок исполнения этого поручения обозначен как 31 июля 2023 года. Никто не собирается откладывать эти вопросы в долгий ящик. Очень важно в это временное окно успеть на уровне региона сформулировать свои идеи, предложения, свое видение образовательной реформы и направить их на федеральный уровень», – подчеркнул Александр Молотов.
Заместитель министра образования и науки Алтайского края Галина Синицына рассказала о системе высшего образования, сложившейся в регионе, о проблемах и возможных направлениях реформирования отрасли. «Трансформация высшей школы необходима для того, чтобы система образования соответствовала уровню требований и задачам, которые стоят сегодня перед государством, перед обществом и экономикой», – отметила замминистра. С учетом приоритетной цели достижения научно-технического и производственного суверенитета страны основной задачей вузов, по словам Синицыной, становится подготовка необходимого количества высококвалифицированных и практикоориентированных кадров технического и инженерного профиля. При этом ориентация на социально-экономическую ситуацию в Алтайском крае должна стать определяющей для вузов региона при выборе программ и направлений для подготовки будущих специалистов. «Выстраивание образовательных программ должно проходить с учетом реальных запросов общества и работодателей», - считает замглавы Минобра.
Галина Синицына отметила также, что реформирование высшей школы должно повысить эффективность бюджетных вложений в подготовку профессиональных кадров. В связи с этим потребуется расширить целевые программы подготовки и активизировать профориентационную деятельность вузов. Среди успешных примеров работы региональных вузов со школьниками и предприятиями заместитель министра назвала Алтайский государственный медицинский университет и Алтайский государственный аграрный университет. Здесь, в частности, занимаются созданием совместных проектов со старшеклассниками, помогают им в подготовке к сдаче профильных предметов ЕГЭ. В результате выпускники осознанно выбирают ту или иную специальность для обучения, а весь процесс профессиональной подготовки становится значительно более результативным.
«Студент, который имеет мотивацию и понимание, где и кем он будет работать после окончания вуза, с большей вероятностью будет заинтересованно учиться и в дальнейшем трудоустроится по специальности», - отметила Синицына.
Свой взгляд на перспективы развития высшего образования представил заведующий кафедрой конституционного и международного права юридического института Алтайского государственного университета Евгений Аничкин. Он поддержал необходимость возрождения лучших традиций высшей школы, в том числе успешный опыт советского периода, когда при подготовке специалистов большую роль играла мощная связь образования с производством и практикой. «Перспективным представляется расширение целевой подготовки специалистов для предприятий и организаций путем формирования учебных групп, где студенты обучаются по заказу конкретного работодателя, по согласованному с ним учебному плану. При этом работодатель гарантирует выпускнику трудоустройство по окончании обучения. Такой вектор будет не только способствовать усилению практикоориентированности образования, но и позволит реально повысить уровень трудоустройства выпускников по своей специальности», – отметил он.
Итог обсуждения подвел Александр Молотов. Он поблагодарил участников Совета за высказанные идеи и мнения. «Итогом нашей работы должен стать перечень конкретных предложений по трансформации высшей школы. Комитет АКЗС по образованию и науке до конца апреля обобщит инициативы участников Совета. Эти предложения направим коллегам в Государственной Думе, чтобы они были учтены при подготовке нормативной базы, которая разрабатывается для сопровождения образовательной реформы», – резюмировал парламентарий.
Справка:
В Алтайском крае действуют 9 организаций высшего образования, в том числе Барнаульская духовная семинария, и 13 филиалов вузов, где по 197 программам обучаются около 52 тысяч студентов. В вузах учится 27,8% проживающей в регионе молодежи. Почти 58% от общего числа студентов, или 29,5 тыс. человек, обучаются в вузах за счет средств федерального бюджета. В 2020 году их число составляло только 27 тыс. человек.
В 2022 году вузам края по программам высшего образования выделено 8983 бюджетных места (в 2019 году их было 6881). Бюджетными местами были обеспечены почти 68% выпускников школ, сдававших единый государственный экзамен в 2022 году.
По данным мониторинга вузов, который ежегодного проводит Минобрнауки России, в нашем регионе 30% от общего числа студентов обучается по программам группы «Науки об обществе», 25% – «Инженерное дело, технологии и технические науки», 15% – «Здравоохранение и медицинские науки», 14,2% – «Образование и педагогические науки», 6,7% – «Математические и естественные науки», 5% – «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», 3,25% – «Искусство и культура», 2% – «Гуманитарные науки».
Трудоустройство выпускников вузов в 2021 году по специальности составило 75%. Стопроцентное трудоустройство показывают такие направления программ бакалавриата и специалитета, как «Медико-профилактическое дело», «Фармация», «Сестринское дело», «Архитектура», «Строительство уникальных зданий и сооружений», «Радиофизика». |
13.04.2023 Теги: А.В. Молотов, образование