• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание


Председатель комитета АКЗС по местному самоуправлению

Дата и время проведения: c 14.11.2011 12:00 до 14.11.2011 13:00

Принято вопросов: 3

Вопрос: Сегодня в Алтайском крае, думаю, как и в большинстве муниципальных образований России зачастую отсутствуют необходимые финансовые, организационные и материально-технические ресурсы для решения всех вопросов местного значения. Большинство муниципалитетов объединяет проблема низкого уровня собственных доходов. Что планируется сделать для увеличения уровня собственных доходов муниципальных образований в 2012 году?
Автор: Иван Поломошнов
Ответ: Действительно, следует отметить, что в настоящее время задача достижения соответствия между финансовыми потребностями муниципалитетов по решению вопросов местного значения и предоставленными им источниками доходов решена не полностью. В то же время без этого невозможно обеспечить устойчивое и комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований. В связи с этим стратегической государственной задачей должно стать расширение налогооблагаемой базы местных налогов и повышение уровня собственных доходов муниципальных образований. При этом муниципальные образования должны быть обеспечены финансовыми ресурсами таким образом, чтобы органы местного самоуправления могли осуществлять финансирование не только текущих расходов, но и формировать бюджеты развития в структуре местных бюджетах. О необходимости решения данных вопросов неоднократного говорилось в Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, а также в Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, одобренной распоряжением Правительства России от 8 августа 2009 года № 1123-р Принципиально важно, чтобы в местные бюджеты поступали налоги, выплачиваемые предприятиями, в первую очередь — предприятиями малого и среднего бизнеса. Это позволит заинтересовать органы местного самоуправления в развитии малого и среднего бизнеса на соответствующих территориях, станет мощным стимулом для органов местного самоуправления по развитию местной экономики, в том числе промышленного производства. Кроме того, на местном уровне возможно более эффективно учитывать многие особенности и специфику деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях соответствующих муниципальных образований, а также эффективно применять к ним те или иные механизмы налогообложения. Необходимо также расширить налоговые полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства, например, следует рассмотреть вопрос о предоставлении органам местного самоуправления права регулировать некоторые элементы налогообложения упрощенной системы налогообложения (в частности, налоговую ставку, налоговые льготы). Кроме того, в настоящее время значительное количество земель, которые могли бы служить источниками доходов муниципальных бюджетов, освобождено от уплаты земельного налога в результате принятых на федеральном уровне решений. При этом часть земель, предназначенных для нужд обороны, безопасности и таможенных нужд вообще не учитывается как объект налогообложения. Отмена указанных льгот приведет к увеличению размеров поступлений по земельному налогу в местные бюджеты на 18,5 млрд. рублей. Перспективным источником формирования доходов местных бюджетов является местный налог на недвижимость, который предполагается взимать на основе оценки рыночной стоимости недвижимого имущества. Однако необходимо, чтобы введение нового налога, с одной стороны, обеспечило более справедливое распределение налоговой нагрузки между объектами недвижимого имущества с разной рыночной стоимостью, а с другой стороны, было социально приемлемым и осуществлялось с учетом сложившегося уровня доходов населения, не привело к росту налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан. Таким образом, введение данного налога позволит увеличить доходы местных бюджетов, а также перераспределить налоговую нагрузку по налогообложению недвижимости таким образом, чтобы собственники огромных квартир, дорогостоящих особняков и больших земельных участков платили обоснованные налоги. Вместе с тем налог на недвижимость может быть введен после установления системы налоговых вычетов по данному налогу в целях недопущения увеличения налогового бремени в отношении малообеспеченных граждан, а также завершения работ по кадастровой оценки объектов капитального строительства. Важно отметить, что планируется внесение изменений в статью 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Oб общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» согласно которым, в собственности поселений и муниципальных районов может находиться иное имущество (помимо перечисленного), необходимое для осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения поселений и муниципальных районов. В случае принятия указанного законопроекта многие проблемы в сфере формирования муниципальной собственности будут решены. Так, в данном случае органы местного самоуправления не будут связаны с требованием о приватизации многих объектов муниципальной собственности, которые настоящее время за счет сдачи их в аренду приносят доходы местным бюджетам.
 
Вопрос: Стелла Ивановна! В последние годы произошло значительное расширение полномочий по вопросам местного значения. Из-за этого увеличился объем расходных обязательств муниципальных образований. Вместе с тем, муниципалитеты стали ответственными так же и за вопросы, которые должны решаться на федеральном государственном уровне. Это и образование, и медицина, пожарная охрана и проч. При этом муниципалитеты не обладают для решения этих государственных вопросов средствами и не имеют юридического права самостоятельно принимать решения. Планируется ли провести работу по окончательному разграничению полномочий между уровнями власти с передачей необходимых материальных ресурсов?
Автор: Валентина Алексеевна Порозова
Ответ: Действительно, в некоторых отраслевых федеральных законах установлены полномочия органов местного самоуправления, выходящие за пределы компетенции муниципальных образований по решению вопросов местного значения, не обеспеченных источниками доходов. Данная проблема стала одной из главных при проведении Дней Алтайского края в Госудме. Следует отметить, что наш комитет неоднократно предлагал либо передать такие полномочия органам государственной власти, либо наделить органы местного самоуправления указанными государственными полномочиями в установленном порядке с предоставлением соответствующих субвенций местным бюджетам из бюджетов вышестоящего уровня на реализацию данных полномочий (например, ведение регистрационного учета граждан в поселениях, в которых не созданы территориальные органы Федеральной миграционной службы). В то же время нельзя не признать, что значительная части полномочий в настоящее время разграничена между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Поэтому основная проблема в сфере финансового обеспечения муниципальных образований заключается не только в том, что на сегодняшний день существует ряд четко не разграниченных полномочий между уровнями публичной власти, а также не ведется их мониторинг, а в том, что в большинстве муниципальных образований недостаточно финансовых ресурсов для осуществления органами местного самоуправления большинства полномочий по решению вопросов местного значения, то есть тех полномочий, которые соответствуют предметам ведения муниципальных образований. Несмотря на это, в целях решения данных вопросов распоряжением Президента Российской Федерации были образованы две рабочих группы по правовым вопросам перераспределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также по финансовым и налоговым вопросам и по межбюджетным отношениям. В настоящее время данные рабочие группы прорабатывают предложения по решению указанных вопросов.
 
Вопрос: Уважаемая Стелла Ивановна, Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрена возможность образования местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется. Акутальна ли эта норма для Алтайского края, применяется ли она на практике сегодня?
Автор: Валдимир Захаров
Ответ: На сегодняшний день указанная норма пока не нашла своего практического применения на территории Алтайского края, хотя подготовительные работы по её внедрению ведутся. В настоящее время лишь необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, который в настоящее время пока не предусматривает возможность исполнения администрацией района бюджетных полномочий администрации поселения. Вместе с тем, представляется, что такая организация работы органов местного самоуправления муниципального района и поселения, являющегося административным центром, является перспективной. Ведь указанные органы зачастую дублируют функции друг друга и нередко перекдладывают ответственность за выполнение того или иного вопроса местного значения. Кроме того, произойдет сокращение расходов на управленческий аппарат, а финансовые возможности органов местного самоуправления муниципального района и без того более значительные, чем у поселения. Надеюсь, что указанные изменения в деятельности органов местного самоуправления в скором времени будут реализованы.