Итоги социально-экономического развития Алтайского края в 2009 году. Мнение депутатов

«

По основным параметрам производства в крае наблюдается обусловленное кризисом снижение показателей, но оно, к счастью,  не такое значительное, как в среднем по России, а в некоторых отраслях даже достигнут рост (сельское хозяйство, пищевая промышленность, ввод жилья...), что не может не радовать.

Однако мы всё ещё остаёмся регионом с низким уровнем жизни: низкими душевыми доходами, высоким количеством лиц, получающих пособия, отрицательным миграционным и демографическим балансом. Серьёзной проблемой для городов и сёл края является безработица, несмотря на принимаемые меры и значительные финансовые вливания, ситуация пока не улучшается. Больная тема - отсутствие доступного жилья, а в частности - социального. Сокращение за год в 3 раза количества ипотечных займов свидетельствует о том, что мы в этом вопросе отброшены на несколько лет назад. Самое печальное то, что из рассматриваемых и финансируемых Администрацией инвестиционных проектов,  нет ни одного такого, который бы можно было с высокой долей вероятности назвать локомотивом развития экономики края.

»

Лазарев Александр Федорович

Председатель комитета АКЗС по здравоохранению и науке,
«

Нужно отметить, что 2009 год  - самый благополучный для системы здравоохранения Алтайского края за последний 10 лет.

В этом году сданы в эксплуатацию такие крупные объекты здравоохранения как поликлиника краевой клинической больницы, краевого онкологического диспансера, открыт центр экстракорпорального оплодотворения. Край включен в федеральную программу «Кровь», национальную онкологическую программу и Программу по формированию здорового образа жизни. Произошло значительное повышение тарифов ТФОМСа за пролеченных больных, это позволило увеличить уровень заработной платы медикам, полностью решить вопросы медикаментозного обеспечения, питания в больницах и приобретения мягкого инвентаря. Подушевное финансирование районов выровняло условия функционирования всех районных и участковых больниц, способствовало более активному переходу к экономичным стационарзамещающим технологиям. Внедрение системы врачебно-диспетчерских бригад, удаленной регистратуры, записи в краевые ЛПУ по Интернету, телеконсультации повысили доступность консультаций высококвалифицированных специалистов пациентам из отдаленных районов и сел. А увеличение числа федеральных квот привело к увеличению числа больных, получивших лечение в ведущих федеральных центрах страны. За последние 3 года в регион поступило 7,4 млрд. рублей на реализацию национального проекта «Здоровье», в том числе, для жителей села - 2,9 млрд.руб. И, как результат, появились положительные тенденции в демографии края: темпы роста смертности снизились, а рождаемость увеличилась.

»

«

Считаю, что социально-экономическое положение  Алтайского  края стабильно тяжелое по субъективным и объективным причинам.

Субъективная - слабые руководители предприятий, действующих в крае, слабое управление в муниципалитетах. Объективная -плачевное финансовое положение в стране и в мире.

»

«

Как и предупреждала наша партия, 2009 год оказался весьма непростым. Экономический кризис, который ударил по России больнее всего, не обошел стороной и Алтайский край, который столкнулся как с типичными для всех российских регионов проблемами, так и со специфическими трудностями.

Спад производства, сокращения в организациях и предприятиях, безработица, снижение жизненного уровня населения - это общероссийские тенденции. Все это было усугублено кризисом перепроизводства в сельском хозяйстве: высокий урожай, вызвавший падение цен на зерно, поставил на грань выживания крестьян края. 

Как регион с ними справился? Удовлетворительно. С одной стороны, налицо ряд позитивных достижений: оперативно развернута антикризисная работа, что позволило сохранить стабильность финансовой системы края. Несмотря на кризис, продолжилось развитие инфраструктуры в системе здравоохранения, образования, спорта и физической культуры края. Сохранены темпы строительства и реконструкции жилищно-коммунального комплекса и автодорожного хозяйства.

Но с другой, очевиден ряд проблем. Первое - не удалось решить проблемы в сфере агропромышленного комплекса, где резкое снижение цен на сельхозпродукцию поставило на грань выживания хозяйства края. Второе -  неэффективно велась борьба с безработицей. 

Ровно год назад наша фракция в АКЗС предложили комплекс альтернативных антикризисных мер, призванных не только эффективно преодолеть кризис, но и создать предпосылки для поступательного развития  региона в посткризисный период. Тогда партия власти не прислушалась к нашим предложениям. На тот момент она пыталась делать вид, что кризис скоро кончится. Но год показал нашу правоту.

Кризис не только не был преодолен, но и перешел в другую плоскость. Резкое сокращение регионального и муниципальных бюджетов привело к снижению жизненного уровня новых слоев и категорий населения - учителей, врачей, работников культуры, муниципальных служащих. И все это на фоне роста цен, повышения тарифов и увеличения государственных налогов и сборов. В текущем году жизненный уровень этих категорий населения снизится более чем на 20%! Учитывая, что страна продолжает оставаться сырьевой державой, а цены на энергоносители будут продолжать снижаться, можно быть уверенными, что 2010 год будет еще более сложным.

Однако мы вновь слышим от федеральных властей  оптимистические заявления о том, что кризис миновал и скоро мы будем жить по-старому. Не будем. Мы обязаны меняться. И курс на модернизацию, провозглашенный Президентом страны Дмитрием Анатольевичем Медведевым, есть жизненная необходимость.

»

«

Прежде всего, как один из значимых моментов отмечу, что в этом году Губернатор края выступает не с докладом о социально-экономическом развитии, как ранее, а с отчетом о деятельности Администрации края по социально-экономическому развитию.

Связано это, прежде всего с внесением в конце 2008 года изменений в Конституцию России, усиливших контрольные функции федерального парламента. Но одновременно с этим был задан вектор развития взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной власти на региональном уровне. По аналогии с Конституцией РФ многие регионы стали устанавливать обязательность ежегодного отчета высшего органа исполнительной власти перед местным парламентом. Соответствующий проект федерального закона принят Государственной Думой в первом чтении. Все это, несомненно, создает предпосылки для дальнейшего развития парламентаризма, взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти. В Алтайском крае пока соответствующие изменения не внесены законодательно. Именно поэтому важно, что Губернатор края  самостоятельно избрал такой формат взаимодействия с Алтайским краевым Законодательным Собранием, как отчет о деятельности высшего краевого органа исполнительной власти, тем самым определяя необходимость перехода на новый уровень отношений между Алтайским краевым  Законодательным Собранием и Администрацией края.

Если говорить об оценке социально-экономического развития региона, то для меня как для председателя комитета по законности, правопорядку и защите прав граждан очень важен такой критерий, как защищенность жителей края от преступных посягательств. В последние годы наметилась тенденция сокращения преступности. Меня радует тот факт, что в прошлом году, в далеко не простых экономических условиях, уровень преступности снизился и составил 2159,7 преступлений на 100 тысяч человек населения (2008 год - 2455). Это, прежде всего, связано с тем, что проблемы преступности в Алтайском крае являются не только проблемами правоохранительных органов, но и краевых органов власти, органов местного самоуправления. Их решение возможно только при соответствующем нормативном правовом обеспечении, надлежащем финансовом и материальном обеспечении, участии населения. Администрацией края выработан комплексный подход, в результате которого на основе реализации мероприятий, предусмотренных краевыми целевыми программами по профилактике правонарушений, повышению уровня материально-технического обеспечения деятельности правоохранительных органов, создаются условия для обеспечения безопасности населения Алтайского края. 

 

»

«

Социально-экономическому развитию края в 2009 году могу дать оценку «удовлетворительно»

Все-таки выросли тарифы, выросли цены, снизилась покупательская способность. Поэтому произошло перенасыщение рынка, предприятия (например, АПК) почти перестали развиваться.

»

Романенко Александр Алексеевич

Председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания
«

Преодоление кризисных явлений в экономике и минимизация их влияния на бюджетную сферу были основными направлениями работы в  области бюджетной политики в 2009 году.

В этой сфере удалось решить ряд  важнейших задач. В том числе: была обеспечена сбалансированность краевого и местных бюджетов в условиях сокращения налоговых доходов; сохранены основные меры государственной поддержки отраслей экономики, дополнительные средства направлены на обеспечение занятости населения. В прошедшем году не была прекращена реализация целевых программ, кроме того, обеспечено софинансирование федеральных целевых программ. Заработная платы работникам бюджетных учреждений выплачивалась своевременно и в полном объеме. В прежнем объеме сохранены и реализованы меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.

»

Солнцева Ирина Валентиновна

Член комитета по социальной политике
«

Мы в последние годы немало вкладывали в социальную сферу и в рамках федерального и краевого бюджетов, и в рамках целевых программ, и в рамках приоритетных национальных проектов.

Благодаря этому удалось самым существенным образом укрепить материально-техническую базу во всех отраслях социальной сферы, будь то здравоохранение, образование, культура, социальная защита или физическая культура. Этому можно привести массу свидетельств и примеров.

Благодаря принципиальной позиции и АКЗС и Администрации края наш краевой бюджет был и остается социально направленным.

Только в рамках краевого бюджета расходы по статьям социальных расходов за последние 5 лет выросли в 2,5 - 3 раза. В результате расходы на социальную политику в текущем году, без учета образования, здравоохранения и культуры составят около 11 миллиардов рублей.

Управлению Алтайского края по физической культуре и спорту в 2010 году в краевом бюджете запланировано 349млн. 802 рубля. Хотелось бы конечно больше, но ведь еще в 2006 году на эти цели планировалось направить 187 миллионов, т.е. почти двухкратное увеличение за 4 года.

Расходы краевого бюджета на образование на 2005 год планировались на уровне 1,1 миллиарда рублей, а на 2010 год почти 2,2 миллиарда рублей.

Более половины всех принимаемых изменений в наши социальные законы связано с расширением перечня или объема мер социальной поддержки граждан.

Значительное внимание Администрация края уделяет проблемам здорового образа жизни вообще и развитию физической культуры и спорта в Алтайском крае в частности.

Не может не радовать, что особое внимание при этом уделяется детско-юношескому спорту. Только за последние три года открыты детско-юношеские спортивные школы и клубы в целом ряде городов и районов, десятки детских и подростковых спортивных клубов по месту жительства и учебы. Развиваются краевые спортивные школы, открываются их отделения и филиалы в муниципальных образованиях.

Кризис, конечно, внес в наши планы свои коррективы, но социальных обязательств перед гражданами это коснулось в гораздо меньшей степени, чем всего остального.

»

Серов Сергей Николаевич

Заместитель председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания - председатель комитета по аграрной политике и природопользованию
«
В прошедшем году в агропромышленном комплексе края достигнуты высокие производственные показатели и в растениеводстве и в животноводстве. Индекс производства продукции сельского хозяйства достиг 119,2%.

Получен высокий урожай зерновых - около 6 млн. тонн, что выше прошлогоднего на 1,9 млн. тонн.

Выращен большой урожай сахарной свеклы. За всю историю свекловодства на Алтае показатели этого года - наивысший результат. Это результат технического перевооружения  и действенной государственной поддержки. В 2009 году на эти цели выделено 78,8 млн. рублей, в том числе федерального - 14,1 млн. рублей.

По итогам года обеспечено производство 281,4 тыс. тонн мяса скота и птицы. Рост составил 112,3% в сравнении с 2008 годом. По итогам года  в крае увеличено производство молока до 1393,2 тыс. тонн. Сохранено поголовье дойного стада в хозяйствах всех категорий и повышение их продуктивности.  В 14 сельхозпредприятиях велось строительство и модернизация животноводческих комплексов и ферм с оснащением их современным оборудованием.

Общий объем финансирования мероприятий по развитию сельского хозяйства и сельских территорий в 2009 году, сохранен на уровне прошлого года - 4 млрд. рублей, в том числе из краевого бюджета 1 млрд. рублей.

Уровень рентабельности сельскохозяйственного производства в среднем по краю составил 11,5 %, что на 9,6 процентных пункта ниже, чем в 2008 году, хотя затраты сельхозпредприятий на производство единицы продукции существенно снизились.

В крае продолжалась работа по реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». В результате     средства государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья получили 558 сельских семей, из которых 302 являются семьями молодых специалистов.

В рамках программы социального развития села осуществлено строительство 16 объектов водоснабжения и 7 объектов газификации сельских населенных пунктов, что явно недостаточно для такого региона как Алтайский край.

»

«

Судя  по разыгравшимся в этом году кризисам в Алтайском крае - молочном и зерновом -развития  никакого и нет

Очень плохо, что в нашем аграрном крае так мало внимания уделялось сельскому хозяйству в 2009 году. У нас по-прежнему не решена проблема кадров на селе. Я посещал «круглый стол» по проблемам медицины в крае, на котором были озвучены такие цифры: до  300 медработников в год уезжают из сельской местности, потому что нет достойных условий для работы, низкие зарплаты. Считаю, что при таких нерациональных проектах бюджета, за которые голосует парламентское большинство, о развитии края говорить не придется еще долго.

»

«

В 2009 году в крае продолжалась совершенствоваться законодательная база, регулирующая вопросы преобразования муниципальных образований. Результатом этой работы стало внесение корректив в несколько федеральных законов. В частности, объединение двух и более поселений теперь будет осуществляться с согласия населения каждого из поселений, выраженного соответствующими представительными органами. То есть проведение голосования по вопросу объединения поселений в порядке, установленном для местного референдума, теперь не требуется.

При этом нельзя говорить о том, что население отстраняется от участия в решении таких вопросов, поскольку сохранено требование Закона об обязательности проведения публичных слушаний по вопросам преобразования муниципальных образований.

Мы, безусловно, поддерживаем предложения об оптимизации территориальной организации местного самоуправления в Алтайском крае. Тем более, что, как неоднократно подчёркивалось, никто не будет  навязывать органам местного самоуправления принятие таких решений, будет вестись разъяснительная работа, убеждая, что укрупнение даст реальный толчок социально-экономическому развитию каждой новой территории.

»

«

На мой взгляд, социально-экономическое развитие Алтайского края будет зависеть от степени интеграции экономики региона в общероссийскую и мировую экономику.

Задача интеграции стоит перед властью и предприятиями Алтая. Все усилия должны быть направлены на решение проблем удаленности края от основных рынков сбыта продукции профильной сферы экономики - сельского хозяйства.

Мощности предприятий края  способны перерабатывать все сырье, которое здесь производится и даже больше. Но остро стоит вопрос о рынках сбыта. С точки зрения поставок зерна, муки и кормов перспективными являются рынки Центрально-Азиатского региона, Юго-Восточной Азии и европейской части России. Но они не могут быть освоены в должном объеме - огромные затраты на транспортировку продукции зернопереработки приводят к значительному удорожанию муки и другой продукции в точке назначения. Как следствие сибирские переработчики не могут конкурировать с производителями Казахстана, Украины и других стран.

Это проблема регулирования железнодорожных тарифов, которые в настоящее время неоправданно завышены. Ни в одной стране мира нет таких высоких тарифов на транспортировку. Это решаемый вопрос, но принципиальное решение о том нужны ли нам рынки Средней Азии, рабочие места и налоговые поступления в бюджет должно быть принято на уровне Правительства.

Во многом успех социально-экономического развития региона зависит и от объема инвестиций, в том числе и зарубежных, которые Алтай сможет привлечь. В крае есть проекты интересные инвесторам, но когда они видят логистику, а вернее оценивают затраты на нее, обсуждение вопросов приостанавливается с оговоркой: «мы будем сотрудничать, когда вы решите вопросы с железнодорожными тарифами».

»
Поделитесь новостью:

Система Orphus