Руководители представительных органов муниципалитетов региона предложили поправки в законодательство о сельских старостах
В Парламентском центре Алтайского края 14 марта проходит заседание Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований. Информацию о практике и проблемах, возникающих при реализации краевого закона «О старостах сельского населенного пункта» представила председатель Первомайского районного Собрания депутатов Юлия Фролова. Первомайский район является одним из первых в крае, в котором институт старост начал формироваться еще в 90-е годы. В состав района входят 53 населенных пункта, сельсоветы базируются в 18 из них, то есть еще в 35 селах и поселках институт старост потенциально востребован. По словам докладчика, в районе применялись различные формы регулирования этого института и материального поощрения старост. «В 2006 году, благодаря инициативе руководства Первомайского района, удалось формализовать институт старост в штатных расписаниях администраций сельсоветов. Именно в этот момент институт старост пережил бурное, хотя и краткосрочное развитие. До 1 января 2010 года старосты работали в 10 сельсоветах района, их общая численность составляла 17 человек. Кроме того, в трех сельсоветах функции старост выполняли сельские депутаты. Таким образом, период с 2006 по 2010 годы можно считать пиком развития института старост, которым было охвачено более половины населенных пунктов, где введение такого института было возможно», - сказала Юлия Фролова. После того, как ставки старост в администрациях сельсоветов были сокращены, интерес к этому посту значительно упал. Институт старост в этот период сохранялся в той или иной степени только в шести сельсоветах из 18, при этом на оплачиваемой основе работали старосты лишь в двух из них. «В 2017 году, во многом благодаря инициативе Алтайского краевого Законодательного Собрания, первый и единственный раз бюджеты сельсоветов Первомайского района, где старосты работали на оплачиваемой основе, получили целевую дотацию на оплату труда старост. Эта дотация была выплачена в четвертом квартале 2017 года, но спустя год в федеральный закон № 131 были внесены изменения, устанавливающие запрет для старосты состоять в каких-либо трудовых отношениях с органами местного самоуправления. Соответствующие изменения в итоге нашли свое отражение и в новом, 2018 года, законе Алтайского края «О старостах сельских населенных пунктов Алтайского края». Органы местного самоуправления Первомайского района негативно оценили изменения, касающиеся института старост как на федеральном законодательном уровне, так и в связи с нормативными правовыми позициями на уровне Алтайского края», - подчеркнула председатель районного совета. По словам докладчика, при практическом применении закона сложность вызывает норма о назначении старосты и досрочном прекращении его полномочий представительным органом по представлению схода граждан. Также, сообщила Фролова, чрезмерной является формулировка о назначении старосты «из числа лиц, проживающих на территории данного сельского населенного пункта», а также ограничительные рамки по сроку полномочий старосты «не менее двух и не более пяти лет». «Особое недоумение вызывает перенесенная в закон федеральная норма о невозможности старост состоять в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с органами местного самоуправления», - подчеркнула докладчик. Юлия Фролова предложила внести эти положения в законодательство о старостах и также законодательно предусмотреть трудовые отношения старосты с органами местного самоуправления и оплату его труда за счет средств местного бюджета. Председатель комитета АКЗС по местному самоуправлению Борис Трофимов сказал, что комитет планирует выйти с законодательной инициативой по этому вопросу, предложив изменения в соответствующие положения федерального закона. Решение было поддержано Советом. |
14.03.2019