Методические рекомендации по оформлению законопроектов

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению проектов правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания - скачать

Распоряжение "Об утверждении Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению проектов правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания" - скачать

                  

                                                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                                                                                                                                                                      к распоряжению председателя                 

                                                                                                                                                                                      Алтайского краевого                  

                                                                                                                                                                                Законодательного Собрания

                                                                                                                                                                            от 21.09.2017 № 101/06-04

                                        

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по юридико-техническому оформлению проектов правовых актов

 Алтайского краевого Законодательного Собрания

 

 

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ  ТРЕБОВАНИЯ

 

1. При подготовке документов рекомендуется применять текстовый редактор Word for Windows версии от 6.0 и выше с использованием шрифтов Times New Roman  размером № 14, № 13, для оформления табличных материалов - № 12, № 11, через 1 межстрочный интервал (при  объеме текста менее 1/3 страницы допустимо использование  1,5 межстрочного интервала).

Текст выравнивается по ширине страницы с расстановкой переносов слов или без таковой.

Употребление дефисов в текстах проектов  законов  или  иных правовых актов в начале  абзаца не допускается.

В тексте правового акта знаки №, §, «  », (  ) не удваиваются, однако может быть наложение знака «  » при редакторской правке.

Примеры:

 

Согласно § 7 – 8

Шрифт размером № 13 - 14

«Об опубликовании в газете «Алтайская правда»

(Сборник законодательства Алтайского края, 1999, № 41(61)

но:

слова «в газете «Алтайская правда»» заменить словами «на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)»

 

Каждый лист документа имеет поля:

3,0 см - левое;

1,0 см - правое;

2,0 см - верхнее;

2,0 см - нижнее.

Размер левого отступа (красной строки) равен 1,25 – 1,27 см.

При оформлении текста документа на двух и более страницах вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы. Порядковые номера страниц проставляются в правом углу верхнего поля страницы арабскими цифрами. При оформлении приложения к правовому акту нумерация страниц продолжается.

 

2. Текст проекта правового акта представляется в аппарат Алтайского краевого  Законодательного Собрания  в одном экземпляре на листах бумаги формата А4 и в электронном виде.

На первой странице законопроекта в пределах верхней и правой границ текстового поля проставляется пометка - Проект (без кавычек).

 

3. Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования.

Следует правильно использовать официально установленные наименования, общеизвестные термины, не перегружать текст специальными, узкопрофессиональными терминами, а также иностранной терминологией. Не допускается употребление сложных фраз и грамматических конструкций,   сравнений, эпитетов и метафор.

  

4. В тексте правового акта не рекомендуется сокращение названий: «Алтайский край»; 

«Алтайское краевое Законодательное Собрание»; 

«Правительство Алтайского края».

 

РАЗДЕЛ II
СТРУКТУРА ЗАКОНОПРОЕКТА

 

5. Нормативное содержание законопроекта, в зависимости от предмета правового регулирования, объема, формы законопроекта, конструируется в следующей последовательности:

1) общие положения (определяются предмет правового регулирования, основные принципы правового регулирования, указываются нормативные правовые акты Российской Федерации и Алтайского края, в соответствии с которыми разработан проект закона);

2) определение, при необходимости, используемых понятий;

3) изложение конкретных правовых норм по регулируемому вопросу;

4) определение санкций за нарушение установленных правовых норм;

5) переходные и заключительные положения;

6) вступление закона в силу (отдельной статьей).

 

6. Наименование вида акта - ЗАКОН Алтайского края - отделяется от слова «проект» одним межстрочным интервалом. Слово ЗАКОН печатается прописными буквами размером шрифта № 14 и выравнивается по центру. На следующей строке печатаются слова - Алтайского края.

Заголовок законопроекта отделяется от предыдущего реквизита двумя межстрочными интервалами. Печатается с прописной буквы полужирным шрифтом, через 1 интервал, выравнивается по центру с одинаковым отступом от правого и левого краев текста, при этом заголовок не должен выходить за пределы красной строки.  Точка в конце заголовка не ставится.

Заголовок законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования.

Текст законопроекта отделяется от заголовка двумя межстрочными интервалами. Печатается через 1 интервал.

 

7. Преамбула (введение) - самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.

Преамбула:

не содержит самостоятельные нормативные предписания;

не делится на статьи;

не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;

не формулирует предмет регулирования законопроекта;

не нумеруется.

Преамбула предваряет текст законопроекта.

Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.

Поскольку в преамбуле отсутствуют нормативные предписания и дефиниции, от наличия преамбулы в тексте законопроекта следует полностью отказаться.

 

8. Основная часть текста законопроекта структурируется в целях его изложения в логической последовательности, обеспечивающей переход от общих положений к частным. Текст законопроекта может подразделяться на части (для крупных систематизированных проектов), разделы, главы, статьи.

Расстояние между последней строкой наименования частей, разделов, глав, статей и первой строкой текста правовой нормы должно составлять 1,5 межстрочного интервала.

Вводить структурную единицу «раздел», если в законопроекте нет глав, не следует.

Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.

 

9. Часть законопроекта:

обозначается словами:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ;

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

может иметь наименование:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ;

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.

 

10. Раздел:

имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

имеет наименование.

Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.

Пример:

РАЗДЕЛ I

ДОЛЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ, УЧРЕЖДАЕМЫЕ ДЛЯ

НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ

ЛИЦА, ЗАМЕЩАЮЩЕГО МУНИЦИПАЛЬНУЮ ДОЛЖНОСТЬ

 

РАЗДЕЛ II

ДОЛЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ, УЧРЕЖДАЕМЫЕ ДЛЯ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО

 ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

11. Подраздел:

имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

имеет наименование.

Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.

Пример:

Подраздел I. Высшие должности муниципальной службы

 

12. Глава:

нумеруется арабскими цифрами;

имеет наименование.

Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.

Пример:

Глава 5. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности

 

13. Параграф:

обозначается знаком §;

имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;

имеет наименование.

Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.

Пример:

§ 1. Хозяйственные товарищества и общества

 

14. Статья законопроекта:

является его основной структурной единицей;

имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;

имеет наименование в случае, если  в законопроекте содержится более 10 статей (исключение составляют законы о бюджете). 

Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование статьи печатается с прописной буквы через 1 межстрочный интервал до правого края текстового поля полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка. Вторая строка (и последующие) наименования статьи выравниваются по левой границе начала наименования статьи. Точка в конце наименования не ставится.

  

Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.

 

Если начало статьи приходится близко к границе нижнего поля страницы, не рекомендуется отделять название статьи от основного текста, а следует полностью перенести его на другую страницу.

 

Примеры:

Статья 33. Взаимодействие Правительства Алтайского края с органами

                   местного самоуправления

 

Статья 3 

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Статья подразделяется на части.

Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.

Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой (Образец 1).

Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой (Образец 2).

 

Примеры:

Статья 33. Взаимодействие Правительства Алтайского края с органами

                   местного самоуправления

 

 

1. …………………. .               (часть 1)

2. …………………. :                 (часть 2)

1) …………………. ;                   (пункт 1 части 2)

2) …………………. :                   (пункт 2 части 2)

а) ……………….…  ;                    (подпункт «а» пункта 2 части 2)

б) ……………….… .                    (подпункт «б» пункта 2 части 2)

или

 

Статья 33

 

1. ……………….. .                   (часть 1)

2. ……………….. :                    (часть 2)

1) ………………. ;                    (пункт 1 части 2)

2) ………………. :                    (пункт 2 части 2)

а) …..…………... ;                    (подпункт «а» пункта 2 части 2)

б) ………………. .                    (подпункт «б» пункта 2 части 2)

 

В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти).

 

Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.

Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.

Примеры  возможных вариантов структуры частей статьи:

 

Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов

1. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований.                                                                                  (часть 1)

2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредитора.                                                                                (часть 2)

3. К решению об обращении к собранию кредиторов  прилагаются: (абзац первый части 3)

план финансового оздоровления;                                                           (абзац второй части 3)

график погашения задолженности;                                                        (абзац третий части 3)

иные предусмотренные настоящим Федеральным законом документы. (абзац четвертый

части 3)

или

Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов

1. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований.                                                          (часть 1)

2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредитора.                                               (часть 2)

3. Федеральный арбитражный суд действует в составе: (абзац первый части 3)

1) президиума;                                                              (пункт 1 части 3)

2) судебной коллегии:                                                   (пункт 2 части 3)

а) по рассмотрению споров, возникающих из гражданских правоотношений; (подпункт «а»

  пункта 2 части 3)

б) по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. (подпункт  

        «б» пункта 2 части 3)

 

15. Законопроекты о внесении изменений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты:

не имеют наименований статей;

делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.

Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой (образец 2, образец 3, образец 5).

Примеры:

Статья 1

 

Внести в закон Алтайского края от ……………….. № … «Об……….» (Сборник законодательства Алтайского края, …., №…, часть...) следующие изменения:

1)…………………..;                 (пункт 1)

2)…………………. ;                 (пункт 2)

3)…………………..:                 (пункт 3)

а) …………………..;                (подпункт «а» пункта 3)

б) …………………..;                (подпункт «б» пункта 3)

4)…………………. .                 (пункт 4)

или

Статья 1

 

Внести в закон Алтайского края от ……………….. № … «Об……….» (Сборник законодательства Алтайского края, …., №…, часть...) следующие изменения:

…………………..;                     (абзац второй)

…………………. ;                     (абзац третий)

…………………..;                     (абзац четвертый)

…………………. .                     (абзац пятый)

или

Статья 1

 

Признать утратившими силу:

1)…………………..;                 (пункт 1)

2)…………………. ;                 (пункт 2)

3)…………………..;                 (пункт 3)

4)…………………..;                 (пункт 4)

5) …………………..;                (пункт 5)

6)…………………. .                 (пункт 6)

или

Статья 1

 

Признать утратившими силу:

…………………..;                    (абзац второй)

…………………. ;                    (абзац третий)

………………….. .                   (абзац четвертый)

 

16. Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законопроекта должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.

Недопустимо изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта.

Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.

Если дополнения вносятся в конец законодательного акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию частей, разделов, глав, статей (например, последней была глава 5  - дополнить главой 6; последней была статья 7 - дополнить статьей 8). Если законодательный акт дополняется двумя структурными единицами, то их номера следует указывать через союз «и», если несколькими (более двух) – через тире (например, дополнить частями 3 и 4; дополнить статьями 8 – 10). 

Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, в статье последней частью была часть 3 - дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 - дополнить пунктом 4 и т.д.).

Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями (например, глава 51, статья 72, часть 21, пункт 33, подпункт «б1»).

Пример:

Статья 2

 

Внести в закон Алтайского края от ……………….. № … «Об……….» (Сборник законодательства Алтайского края, …., №…, часть...) следующие изменения:

1) дополнить статьей 151 следующего содержания:

«Статья 151. ……………….

1. ………………….. .

2. ………………….. .»;

2) в статье 16:

часть 2 дополнить пунктом 21 следующего содержания:

«21) ………………………….;»;

пункт 3 части 4 дополнить подпунктом «б2» следующего содержания:

«б2) ………………………..;».

 

17. Не допускается включение в законопроект примечаний к статьям, главам, разделам, частям или законопроекту в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных статей или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.

 

18. В статьях о вступлении в силу законопроектов должно употребляться понятие «вступление в силу».

Законы могут вступать в силу с определенной даты, со дня опубликования в печати или через определенное время после опубликования. В  зависимости  от  этого  соответствующая формула в законе должна иметь, например, следующий вид:

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня  его официального опубликования.

Настоящий Закон вступает в силу 1 января 2017 года и действует до 31 декабря 2019 года.

 

19. Понятие «введение в действие» употребляется только по отношению к кодексам.

 

20. Подпись отделяется от текста законопроекта двумя-тремя межстрочными интервалами, состоит из слов «Губернатор Алтайского края». Слова «Губернатор  Алтайского края» печатаются в 1 строку.

 

21. Законопроекты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т.д.

Если к законопроекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака №. При ссылках на приложения в тексте законопроекта знак № также не указывается.

Пример:

Согласно приложению 4 к  закону Алтайского края…

 

Юридическая сила приложений и законодательного акта, к которому они относятся, одинакова.

         Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу следующей после текста законопроекта страницы без указания на регистрационный номер и дату подписания законодательного акта.

 

Примеры:

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к  закону  Алтайского края «О ………»

 

 

 

или

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к  закону  Алтайского края «О ………»

 

 

Длина строки углового реквизита не должна превышать 8 см и ограничивается правым полем документа.

Заголовок приложения отделяется от предыдущего реквизита двумя межстрочными интервалами, печатается  с прописной буквы,  через 1 интервал, выравнивается по центру с одинаковым  отступом  от правового и левого  краев текста, при этом он не должен выходить за пределы красной строки. Точка в конце заголовка не ставится.

Текст приложения отделяется  от заголовка двумя - тремя межстрочными интервалами. Размеры полей, шрифты и межстрочные интервалы при печатании приложений идентичны размерам, применяемым при печатании текстов  законов.

Приложения к закону не подписываются (Образец 4).

 

22. Пояснительная записка к законопроекту оформляется на стандартных листах бумаги формата А 4 и имеет следующие реквизиты.

Наименование вида документа - печатается прописными буквами и выравнивается по центру.

В заголовке к тексту указывается полное название законопроекта, к которому подготовлена пояснительная записка. Заголовок печатается строчными буквами через 1 интервал и выравнивается по центру с одинаковым отступом от правого и левого краев текста, при этом он не должен выходить за пределы красной строки. Точка в конце заголовка не ставится.

Например:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту закона Алтайского края

«Об участковом уполномоченном полиции в Алтайском крае»

 

Текст отделяется от заголовка двумя - тремя межстрочными интервалами и печатается шрифтом размером № 13–14 через 1 интервал.

Текст должен содержать обоснование необходимости принятия законопроекта, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноз последствий его принятия.

Пояснительная записка к проекту правового акта подписывается  субъектом права законодательной инициативы или его представителем, наделенным соответствующими  полномочиями. Пояснительная записка к проекту правового акта, внесенному Губернатором Алтайского  края  на рассмотрение  Алтайского краевого Законодательного Собрания, подписывается  Губернатором  Алтайского края или лицом, исполняющим его обязанности.

 

РАЗДЕЛ III

ПОРЯДОК  УПОТРЕБЛЕНИЯ  ССЫЛОК

 

23. Ссылки в статьях на другие статьи, а также на ранее принятые законодательные акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.

 

24. Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) законодательные акты. Ссылки на утратившие силу законодательные акты и законопроекты недопустимы.

 

25. При необходимости сделать ссылку в законопроекте на законодательный акт указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование законодательного акта.   Дата принятия правового акта  приводится  словесно-цифровым способом: 26 сентября 2016 года, 4 марта 2017 года  и  т.д. В тексте проекта правового акта не допускается указывать дату принятия тремя парами арабских  цифр  (например, 26.09.16).

Пример:

регулируются законом Алтайского края от 5 мая 2017 года № 35-ЗС «О регулировании некоторых отношений в сфере организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Алтайского края» 

 

26. При неоднократных ссылках на один и тот же законодательный акт при первом его упоминании применяется следующая форма:

 

Пример:

в соответствии с законом Алтайского края 5 мая 2017 года № 35-ЗС «О регулировании некоторых отношений в сфере организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Алтайского края»  (далее - закон Алтайского края «О регулировании некоторых отношений в сфере организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Алтайского края»)

  

27. Ссылки на Конституцию Российской Федерации оформляются следующим образом:

Пример:

в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации

 

28. При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.

Примеры:

регулируются Уголовным кодексом Российской Федерации

в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации

в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации

в порядке, установленном главой 18 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов

 

При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.

Пример:

регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской Федерации

в порядке, установленном статьей 20 Налогового кодекса Российской Федерации

в соответствии со статьей 924 Гражданского кодекса Российской Федерации

в соответствии со статьей 86 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов

 

29. При необходимости дать ссылку не на весь законодательный акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).

Пример:

регулируются пунктом 4 части 2 статьи 10  закона Алтайского края  от ………№ … «…………»

 

30. Обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.

 

 

Примеры:

подпункт «а2»  пункта 2 части 1 статьи 5

подпункт «в»  пункта 1 части 2 статьи 5

глава 5

разделы III и IV

 

31. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.

Примеры:

абзац второй части 1 статьи 1

в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1

 

При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.

Пример:

Статья 33. Сертификация

 

1. ……………:                  (абзац первый части 1)

………………;                  (абзац второй части 1)

………………;                  (абзац третий части 1)

……………… .                 (абзац четвертый части 1)

2. ……………… .             (часть 2)

 

32. Ссылки на структурные единицы одного и того же законодательного акта оформляются следующим образом:

 

Примеры:

содержащиеся в главе 3 настоящего  Закона

в связи с положениями настоящей главы

в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего Кодекса

в соответствии с частью 32 статьи 5 настоящего Закона

в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи

в соответствии с пунктом 21 части 4 статьи 5 настоящего  Закона

в соответствии с подпунктом «а1» пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего   Закона

регулируется подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего Закона

содержащиеся в параграфе 2 настоящей главы

 

33. Ссылки в законодательных актах могут даваться на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются (например, ссылка в законе Алтайского края на конкретное постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания).

 

34. Наряду со статьями, предусматривающими решение того или иного вопроса, в законопроекте могут содержаться статьи, отсылающие к другим положениям данного нормативного правового акта (отсылочные статьи), а также статьи, отсылающие к положениям других нормативных актов (бланкетные статьи).

Отсылочные и бланкетные статьи используются в исключительных случаях для обозначения взаимосвязи правовых норм или избежания повторений. В отсылочных статьях следует точно указывать соответствующие положения данного нормативного правового акта. В бланкетных - указывать официальное наименование соответствующих документов, даты их принятия и номер.

В тексте законопроекта недопустимы ссылки на нормативные предписания других законодательных актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.

 

РАЗДЕЛ IV

ПОРЯДОК УКАЗАНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ОПУБЛИКОВАНИЯ

 

35. Источниками официального опубликования законов Алтайского края и постановлений Алтайского краевого Законодательного Собрания  являются Сборник законодательства Алтайского края, газета «Алтайская правда», Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).

 

36. Если в законодательный акт вносятся изменения или законодательный акт признается утратившим силу, то обязательно указываются:

источник его официального опубликования;

источник официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в правовой акт.

Примеры:

(Сборник законодательства Алтайского края, 2002, № 3, часть I)

(Сборник законодательства Алтайского края, 1999, № 34(54), № 37(57), 2000, № 51, № 5; 2001, № 67)

(Алтайская правда, 2000, 22 февраля)

(Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 марта 2017 года, 30 июня 2017 года).

 

 

РАЗДЕЛ V

ВНЕСЕНИЕ  ИЗМЕНЕНИЙ  В  ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ  АКТЫ

 

37. Внесением изменений считается:

замена слов, цифр;

исключение слов, цифр, предложений;

исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта;

новая редакция структурной единицы законодательного акта;

дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями;

дополнение структурными единицами законодательного акта;

приостановление действия законодательного акта или его структурных единиц;

продление действия законодательного акта или его структурных единиц (образец 2, образец 3, образец 5).

38. Наличие в законопроектах, устанавливающих новое правовое регулирование, статей, содержащих внесение изменений в законодательные акты или их структурные единицы, не допускается.

Исключение составляют законопроекты о  краевом бюджете на соответствующий год и законопроекты о средствах государственных внебюджетных фондов, в которых допускается наличие статей о приостановлении действия или о продлении действия законодательных актов или их структурных единиц.

39. Внесение изменений в законодательные акты оформляется самостоятельным законодательным актом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый законодательный акт, оформляются самостоятельными статьями. 

Пример:

 

О внесении изменений в статью 5 закона  Алтайского края  «………….» и  в  закон  Алтайского края «…………….»

 

Статья 1

 

Внести в статью 5 закона  Алтайского края от ………№ … «………………» (Сборник законодательства Алтайского края,  2014, № …,  часть …; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), дата опубликования) следующие изменения:

1) ………………..;

2) ………………. .

Статья 2

 

Внести в  закон Алтайского края от ………№ … «…………….» (Сборник законодательства Алтайского края , 2015, № …, № …) следующие изменения:

1) …………………;

2) …………………;

3) …………………;

4) ………………….

 

40. При одновременном внесении в законодательный акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного законодательного акта положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).

Пример:

Статья 1

 

Внести в  закон Алтайского края от ……… № … «………» (Сборник законодательства  Алтайского края, … , № … ; …, № … ) следующие изменения:

1) в статье 1 слова «………» заменить словами «………»; слово «…» заменить словом «…»; слова «………» заменить словами «………»;

2) часть 1 статьи 2 дополнить словами «………»;

3) в пункте 2 части 2 статьи 3 слова «………» исключить;

4) статью 4 признать утратившей силу;

5) часть 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:

«1. …………………… .»;

6) в статье 6 слова «………» заменить словами «………».

 

Если  в структурные единицы, признающиеся утратившими силу, ранее были внесены изменения, то в законопроект нужно ввести еще одну статью, признающую утратившими силу те законодательные акты (или их структурные единицы), которыми эти изменения были внесены. 

 

41. При внесении изменений в законодательный акт обязательно указываются вид акта, дата подписания акта, его регистрационный номер (если он есть), наименование, а также соответствующие источники его официального опубликования.

Пример:

Внести в закон Алтайского края от 8 декабря 1997 года № 72-ЗС  «О государственной службе Алтайского края» (Сборник законодательства Алтайского края, 1997, № 20(40),  часть I; 1998, № 22 (42), № 23(43); 2000, № 51; 2001, № 58, № 67; 2002, № 79) следующие изменения:

42. Если подлежащий изменению законодательный акт был изложен полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата подписания законодательного акта, его регистрационный номер, наименование, а в круглых скобках указываются вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный акт в новой редакции.

 

43. Независимо от конкретного содержания законопроекта, т.е. независимо от того, имеются ли в тексте законопроекта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта, новая редакция структурной единицы законодательного акта, дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурных единиц в законодательный акт, наименование законодательного акта всегда содержит только слово «изменение» в соответствующем числе и оформляется следующим образом:

Примеры:

О внесении изменения в закон  Алтайского края «…………….»

 или

О внесении изменений в некоторые законодательные акты  Алтайского края 

в связи с принятием  закона Алтайского края «………………..»

 

То же правило действует в отношении абзаца первого каждой статьи, если статья содержит два или более изменения:

 

Пример:

 

Статья 1

 

Внести в закон Алтайского края от………….№…«……………….». (Сборник законодательства Алтайского края , ………, №… ) следующие изменения:

1) статью 1 изложить в следующей редакции:

«…………………………………»;

2) часть 1 статьи 2 дополнить предложением следующего содержания: «…………………»;

3) в части 2 статьи 5 слова «…………………..» исключить.

 

44. При внесении изменений в одну или две (не более) статьи законодательного акта наименование законопроекта целесообразно конкретизировать.

Примеры:

О внесении изменений в статьи 15 и 19 закона Алтайского края «…………..»

или

О внесении изменений в статью 7 закона Алтайского края «………….»

и  статью 17 закона Алтайского края «…………….»

 

45. Изменения всегда вносятся только в основной законодательный акт.

Вносить изменения в основной законодательный акт путем внесения изменений в изменяющий его законодательный акт недопустимо.

 

46. Внесение в основной законодательный акт правовых норм временного характера не допускается.

При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный законодательный акт.

 

47. При внесении изменений в законодательные акты соответствующий текст заключается в кавычки. Изменения  рекомендуется вносить вместе со знаком препинания, постановку которого влечет за собой вносимое изменение, например:

«, сырья, оборудования для их производства».

 

48. Вносимые в законодательный акт изменения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.

 

49. При дополнении законодательного акта статьей, главой, разделом, находящимися на стыке соответственно глав, разделов, частей, указывается точное месторасположение дополняемых статьи, главы, раздела со ссылкой на соответствующую главу, раздел, часть законодательного акта.

 

Примеры: (в главе 1 имеется 14 статей)

Главу 1   закона Алтайского края от ………… № … «О …………….» (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), дата опубликования) дополнить статьей 141 следующего содержания:

 

50. Внесение изменений в обобщенной форме в законодательный акт (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки «по тексту») не допускается.

По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы законодательного акта, которая изменяется.

Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в одну статью законодательного акта или ее структурную единицу. Если в эту статью или ее структурную единицу никакие другие изменения не вносятся, а заменяемые слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже, то такое изменение должно быть оформлено следующим образом:

Примеры:

В статье 10  закона Алтайского края от …………… №… «О…………..» (Сборник законодательства Алтайского края, ... , №… ) слова «…………»  заменить словами «…………».

или

Статью 10  закона Алтайского края от …………….. №… «О …………….» (Сборник законодательства Алтайского края, ….., №… ) после слов «……………» дополнить словами «…………..».

 

51. Если в статье законодательного акта необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в эту статью или ее структурную единицу не вносятся, то применяется следующая формулировка:

Примеры:

В статье 10 закона Алтайского края от …………… №… «О…………..» (Сборник законодательства Алтайского края, ... , №… ) слова «……(слова указываются в именительном падеже  единственного числа)……» в соответствующих числе и падеже заменить словами «……(слова указываются в именительном падеже единственного числа)……» в соответствующих числе и падеже.

или

В статье 10 закона Алтайского края от …………… №… «О…………..» (Сборник законодательства Алтайского края, ... , №… ) слова «……(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)……» в соответствующем падеже заменить словами «……(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)……» в соответствующем падеже.

 

 52. При внесении изменения в законодательный акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в законодательный акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.

Примеры:

Часть 1 статьи 4 закона Алтайского края от …………… №… «О…………..» (Сборник законодательства Алтайского края, ... , №… )  дополнить предложением следующего содержания: «……………….. .»

или

             в подпункте «в» пункта 2 части 1 статьи 7 слова  «……………..»   заменить словами  «…………………..»

 

 53. При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.

Пример:

статью 1 после слов «……………..» дополнить словами «……………..»

 

 54. В случае, если дополняется словами структурная единица статьи законодательного акта и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:

Пример:

пункт 1 статьи 1 дополнить словами «……………»

 

При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.

 

 55. Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы статьи законодательного акта оформляется следующим образом:

Пример:

Статья 1

Внести в закон  Алтайского края от …………… №… «О…………..» (Сборник законодательства Алтайского края, ... , №… ) следующие изменения:

1) в статье 2:

в части 1 слова «…………..» заменить словами «……………»;

часть 2 после слов «…………..» дополнить словами «……………»;

часть 3 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7) ………………….;»;

часть 4 дополнить предложением следующего содержания: «…………….»;

2) второе предложение пункта 2 части 2 статьи 3 исключить;

3) статью 4 изложить в следующей редакции:

«Статья 4. ………………

…………………………… .».

 

 56. При дополнении статьи законодательного акта частями, пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых частей, пунктов или подпунктов.

Примеры:

статью 2 дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. ……………….. .»;

статью 4 дополнить частями 5 – 7 следующего содержания:

            «5. ……………….... .

6. …………………. .

7. ............................. .»;

часть 5 статьи 6 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. ………………. .»;

пункт 3 части 3 статьи 7 дополнить подпунктами 5 и 6 следующего содержания:

«5. ………………. ;

 6. ………………  .».

 

 

Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции законодательного акта (без оговорки в тексте законопроекта).

 

 57. В целях сохранения структуры статьи:

1) дополнение абзацами может производиться только в конец соответствующей структурной единицы;

2) при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция той структурной единицы статьи законодательного акта, к которой относится абзац;

3) при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.

 

 58. Новая редакция законодательного акта в целом не допускается.

Законодатель принимает новый законодательный акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего законодательного акта в случаях если:

необходимо внести в законодательный акт изменения, требующие переработки законодательного акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;

необходимо внести в законодательный акт изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;

сохраняют значение только отдельные структурные единицы законодательного акта, причем частично;

необходимо внести изменения в законодательный акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.

 

 59. Структурная единица законодательного акта излагается в новой редакции в случаях если:

необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;

неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы законодательного акта.

 

60. Изложение структурной единицы законодательного акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы. Если в новой редакции излагается более двух структурных единиц, следующих по порядку, применяется следующая формулировка:

 

Пример:

части 1 – 3 статьи 4 изложить в следующей редакции:

 

Если в новой редакции излагается две структурные единицы, следующие по порядку, применяется следующая формулировка: 

 

Пример:

части 1 и 2 статьи 4 изложить в следующей редакции:

 

61. При необходимости изложить одну структурную единицу законодательного акта в новой редакции применяется следующая формулировка:

Пример:

Статья 1

 

Внести в статью 16 закона Алтайского края от …………… №… «О…………..» (Сборник законодательства Алтайского края, ... , №… )  изменение, изложив ее в следующей редакции:

«Статья 16. …………………….

…………………………………..».

В данном случае наименование законодательного акта должно быть следующим:

О внесении изменения в статью 16 закона Алтайского края   «О…………..» 

 

 62. При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения включается в текст изменяющего законодательного акта, а не является приложением к нему.

 

 63. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин «цифры», а не «числа».

Пример:

цифры «12, 14, 125» заменить цифрами «13, 15, 126»

 

64. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин «слова».

Пример:

слова «в 50 раз» заменить словами «в 100 раз»

слова «Кц = (Ц - 8) х Р» заменить словами «Кц = (Ц - 9) х Р»

 

 65. Если в законопроекте одновременно со статьями о внесении изменений в законодательные акты содержится статья с перечнем законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, то наличие такой статьи обязательно должно быть отражено в наименовании законопроекта.

Пример:

О внесении изменений в  закон Алтайского края «…………» и другие законодательные акты Алтайского края, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Алтайского края

 

 

РАЗДЕЛ VI

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ

ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ

 

         66. Правовой акт может быть признан утратившим силу (отменен) лишь аналогичным правовым актом: закон – законом, постановление - постановлением.

 

67. В перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:

1) законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам законодательный акт, так и все законодательные акты, которыми в текст основного законодательного акта ранее вносились изменения.

Пример:

 закон Алтайского края  от ……… № … «О  ………….»    (Сборник законодательства Алтайского края, ... , №… )

2) законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу частично, т.е. если утрачивает силу не весь законодательный акт, а только его отдельные структурные единицы (все нумерованные структурные единицы законодательного акта, в том числе абзацы). При этом отдельными позициями указывается как сама структурная единица законодательного акта, так и все законодательные акты, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения.

Пример:

главу 5 закона Алтайского края от … …… № … «О  …………»   (Сборник законодательства Алтайского края, ... , №… )

3) в исключительных случаях законодательные акты (или их структурные единицы), которые утрачивают силу в неотделимой части (если подразумевается часть, не выделенная в самостоятельную структурную единицу).

 

Пример:

статью 71 закона Алтайского края от  28 декабря 2003 года № 77-ЗС «О  бюджете Алтайского края на 2004 год» (Сборник  законодательства Алтайского края 2003,  № 80) в части сроков возврата задолженности краевому бюджету по переоформленным в государственный внутренний долг Алтайского края централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организациями-заемщиками  

68. Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть самостоятельной статьей в законопроекте, устанавливающем новое правовое регулирование, может быть самостоятельной статьей или статьями в законопроекте о внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов, а также может быть самостоятельным законопроектом.

Оформление одновременного внесения изменений в законодательный акт и признания утратившими силу структурных единиц этого же законодательного акта производится в соответствии с пунктом 40 настоящих Методических рекомендаций. 

69. При включении каждого законодательного акта в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер (если он есть), наименование законодательного акта, а также источник его официального опубликования.

 

70. Признание утратившими силу законодательных актов без признания утратившими силу в виде отдельных позиций всех законодательных актов (их структурных единиц), которыми в разное время в основной законодательный акт вносились изменения, не допускается.

 

71. Каждый законодательный акт включается в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции. Законодательные акты, содержащиеся в таком перечне, могут иметь порядковую нумерацию (в таком случае они считаются пунктами и нумеруются арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой) (Образец 6).

 

72. При признании утратившим силу всего законодательного акта, наименование которого было изменено, в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, данный законодательный акт включается с его первоначальным наименованием и указанием источника его официального опубликования. Законодательный акт, изменивший наименование первого законодательного акта, включается в перечень в виде отдельной позиции с указанием своего источника официального опубликования.

При признании утратившей силу структурной единицы законодательного акта, наименование которого было изменено, в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, законодательный акт включается с измененным наименованием и с указанием первоначального источника официального опубликования, а также источника официального опубликования законодательного акта, изменившего его наименование.

При признании утратившей силу неотделимой части законодательного акта, наименование которого было изменено, в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, законодательный акт включается с измененным наименованием и указанием первоначального источника официального опубликования, а также источника официального опубликования законодательного акта, изменившего его наименование.

 

73. При признании утратившей силу структурной единицы законодательного акта, которой не было в его первоначальной редакции (которая была дополнена позднее), в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельных позиций включаются:

данная структурная единица с указанием первоначального источника официального опубликования и источника официального опубликования законодательного акта, которым данная структурная единица была дополнена;

структурная единица законодательного акта, которым утрачивающая силу структурная единица была дополнена, с указанием официального источника его опубликования.

 

74. Законодательные акты в перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания законодательные акты располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке (Образец 6).

 

75. При необходимости установить в одном перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых законодательные акты признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с соответствующей датой (сроком) утраты силы.

 

76. Если в законодательном акте осталась одна статья или структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь законодательный акт полностью, а не одну только эту статью или структурную единицу.

 

77. Если в законодательном акте имеются статьи, которыми признавались утратившими силу ранее изданные законодательные акты, то при необходимости признать утратившим силу данный законодательный акт он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких статей.

 

78. В перечни законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются законодательные акты (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Законодательные акты (нормы) временного характера в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек.

Если действие законодательного акта временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень включается как основной законодательный акт, так и продляющий его законодательный акт.

 

79. Если подлежащий признанию утратившим силу пункт или подлежащая признанию утратившей силу статья содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот пункт или эта статья, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.

 

80. Если в пункте или статье законодательного акта наряду с утверждением приложения содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается этот пункт или эта статья только в части, относящейся к приложению.

 

81. Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только  структурные единицы приложения.

Пример:

Признать утратившим силу пункт 2 приложения, утвержденного постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от … №………… (Сборник законодательства Алтайского края…..,  №….).

 

82. Если законодательный акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин «отменить».

 

РАЗДЕЛ VII

ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ ПОСТАНОВЛЕНИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ

83. Проекты постановлений Алтайского краевого Законодательного Собрания оформляются на  листах бумаги формата А4 на бланке постановлений, печатаются шрифтом Times New Roman  размером № 14, № 13.

На первой странице постановления в пределах верхней и правой границ текстового поля проставляется пометка – Проект. 

 

84. Наименование проекта постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания располагается на расстоянии одного-двух интервалов от нижней границы реквизитов бланка начиная от левой границы текстового поля не более 8 см.

 

85. Если проект закона предполагается принять соответственно в первом чтении или в  окончательной  редакции, то  проект  соответствующего постановления Алтайского краевого  Законодательного Собрания  должен в зависимости от этого именоваться согласно образцам 7, 8 или 9.

 

86. Текст проекта постановления располагается на расстоянии двух-трех интервалов от наименования.

 

Текст проекта постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания состоит из констатирующей (преамбулы) и постановляющей частей.

В констатирующей части указываются фактические обстоятельства и мотивы, послужившие основанием для подготовки данного постановления, а также  содержатся ссылки на законы и иные акты, в соответствии с которыми оно принимается. В преамбулу не включаются положения нормативного характера.

Преамбула в проектах постановлений завершается словами «Алтайское  краевое Законодательное Собрание ПОСТАНОВЛЯЕТ:». Преамбула может отсутствовать, если принимаемое решение не требует разъяснений. В этом случае текст постановления начинается со слов: «Алтайское  краевое Законодательное Собрание ПОСТАНОВЛЯЕТ:».

 

Постановляющая часть проектов постановлений Алтайского  краевого Законодательного Собрания, как правило, подразделяется на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.

Постановляющая часть постановления может быть отделена от преамбулы двумя интервалами, печатается с абзацного отступа с прописной буквы. Также двумя интервалами могут отделяться друг от друга пункты постановления.

 

Проекты постановлений Алтайского  краевого Законодательного Собрания могут содержать пункт о возложении контроля за их исполнением на профильный комитет или должностное лицо Алтайского  краевого Законодательного Собрания.

 

Подпись отделяется от текста двумя-тремя межстрочными интервалами и состоит из слов «Председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания».

Слова «Председатель Алтайского краевого» и «Законодательного Собрания» печатаются в две строки через 1 межстрочный интервал от левой границы текстового поля. Инициалы имени и отчества, фамилия председателя печатаются у правой границы текстового поля (Образец 7).

 

87. В приложениях к постановлению помещают положения, перечни, списки, графики, таблицы, образцы документов и др. 

Угловой реквизит приложения к постановлению Алтайского краевого Законодательного Собрания располагается в правом верхнем углу страницы после текста постановления с указанием вида правового акта, даты его подписания и регистрационного номера. Длина строки углового реквизита не должна превышать 8 см и ограничивается правым полем документа.

 

Пример:

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

к  постановлению Алтайского

краевого  Законодательного Собрания  

от ____________________№______

 

 

Наименование вида документа – приложения (первое слово заголовка приложения) располагается на расстоянии 2 межстрочных интервалов от углового реквизита, выделяется прописными буквами (ПОЛОЖЕНИЕ, ПЕРЕЧЕНЬ, СПИСОК и т.д.), может быть напечатано в разрядку (см. настоящие Методические рекомендации). Через 1 межстрочный интервал печатается прописными буквами вторая и последующие строки наименования, выравниваются по центру с одинаковым отступом от правого и левого краев текста, при этом не выходя за пределы красной строки.

Через 2-3 интервала от наименования располагается текст приложения.

При наличии в тексте приложения нескольких разделов их наименования печатаются центрированным способом, точка в конце наименования не ставится. Разделы нумеруются, как правило, арабскими цифрами. Части раздела, именуемые пунктами, могут иметь сквозную  нумерацию, или, когда текст более объемный, пункты могут нумероваться в пределах настоящего раздела (см. настоящие Методические рекомендации) и состоят из номера раздела и номера пункта, разделенных точкой. Пункты могут разделяться на подпункты, которые нумеруются арабской цифрой с круглой скобкой.

Приложение к постановлению не подписывается.

 

 

 

РАЗДЕЛ VIII

ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

88. Документы для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации оформляются на  листах бумаги  формата А4, печатаются шрифтом Times New Roman  размером № 14, № 13, через 1,5 межстрочного интервала.

При оформлении текста проекта федерального закона в состав реквизита «Подпись» не включается расшифровка подписи (инициалы, фамилия).

89. На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации Алтайское  краевое Законодательное Собрание обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и может вносить на ее рассмотрение соответствующие проекты федеральных законов. Для принятия решения о реализации права законодательной инициативы на рассмотрение  Алтайского краевого Законодательного Собрания представляются следующие документы:

1) проект постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания о  законодательной  инициативе с определением официального представителя при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации) (Образец 10);

2) текст проекта федерального закона с указанием субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект (Образец 11);

3) пояснительная записка, раскрывающая предмет законодательного регулирования и содержащая изложение концепции прилагаемого законопроекта (Образец  12);

4) финансово-экономическое обоснование или справка о том, что принятие законопроекта не требует дополнительных материальных затрат (Образец 13);

5) перечень правовых актов федерального законодательства, которые в связи с принятием данного закона подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию (Образец 14);

6) сопроводительное письмо (Образец 15).

 

Законопроекты, имеющие цель введения или отмены налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение государственных обязательств, расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, и все перечисленные документы вначале направляются на заключение в Правительство Российской Федерации (Образец 16), а после получения указанного заключения весь пакет направляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ IХ

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ  НАСТОЯЩИХ  МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

 

90. Законопроекты, устанавливающие новое правовое регулирование, оформляются в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.

В законодательные акты, подготовка которых к рассмотрению Алтайским краевым Законодательным Собранием осуществлялась в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, изменения вносятся также в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.

Признание утратившими силу каких-либо структурных единиц таких законодательных актов или признание законодательного акта утратившим силу полностью производится в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.

 

91. На законодательные акты, которые были приняты до утверждения настоящих Методических рекомендаций, но не противоречат им, также распространяется действие настоящих Методических рекомендаций.

Например, в полной мере Методические рекомендации будут действовать в отношении ранее принятого закона Алтайского края, в котором статьи разделены на структурные единицы, пронумерованные арабскими цифрами с точкой, если никаких ссылок в тексте данного законодательного акта на то, чем является данная структурная единица (частью или пунктом), нет.

 

92. В отношении ранее принятых законодательных актов, не полностью отвечающих требованиям настоящих Методических рекомендаций, они будут применяться в той части, в какой это допустимо без изменения или нарушения их формы и содержания (например, без учета разработанной настоящими  Методическими рекомендациями структуры статьи).

При ссылках на структурные единицы существующих законодательных актов, внесении в них изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательных актов следует применять те обозначения структурных единиц, которые уже используются в данных законодательных актах.

 

93. Указанные в пункте 92 настоящих Методических рекомендаций положения применяются на период действия законодательных актов, которые приняты до утверждения настоящих  Методических рекомендаций и не отвечают их требованиям.

Данное исключение распространяется только на случаи невозможности применения положений настоящих Методических рекомендаций.

 

Образец 1

Образец 2

Образец 3 

Образец 4

Образец 5

Образец 6 

Образец 7

Образец 8

Образец 9 

Образец 10

Образец 11

Образец 12 

Образец 13

Образец 14

Образец 15

Образец 16 

 

 


Система Orphus