Стенограмма заседания Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу

СТЕНОГРАММА

заседания Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу

 

9 ноября 2010 года

 

Г.А. Горбунов

Уважаемые коллеги, приглашенные, члены комитета, есть ли какие-то замечания по предложенной повестке дня нашего заседания? Нет замечаний? Есть предложение согласиться.

Есть предложение начать с вопроса последнего повестки. Четвертый вопрос - о проекте федерального закона "Об особо значимых аграрных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Предложен Алтайским краевым Законодательным Собранием в качестве консолидированной законодательной инициативы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Алтайского краевого Законодательного Собрания.

В работе нашего расширенного заседания комитета принимает участие Шамков Юрий Вениаминович - член Совета Федерации, представитель исполнительного органа власти Алтайского края; Свердлов Юрий Владимирович - депутат Государственной Думы; Лоор Иван Иванович - председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания; Землюков Сергей Валентинович - заместитель председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания; Серов Сергей Николаевич  - председатель комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания, депутат краевого Законодательного Собрания. От Администрации Алтайского края принимают участие Островский Евгений Александрович - заместитель губернатора, представитель Алтайского края в Москве; Лукьянов Александр Николаевич - заместитель губернатора Алтайского края. Торопов Дмитрий Иванович - директор Департамента сельского развития  и социальной политики. И самый большой друг нашего комитета и всего аграрного сектора Клепач Андрей Николаевич - заместитель Министра экономического развития. Мы его все знаем. Вот такой состав сегодня.

Могу сказать, что впервые проводится у нас такое масштабное, расширенное заседание с участием большого такого представительства, мной перечисленного. Конечно, сама тема и вопрос тоже впервые у нас обсуждаются. Мы не претендуем на бесспорность предложенного варианта проекта закона. Я думаю, что здесь будут высказаны определенные замечания, критика. Мы сейчас по дороге уже обменивались, и я согласился, что это, наверное, надо сделать так... Но думаю, что у нас будет возможность высказать с трибуны участникам свое мнение. Я думаю, что по первому вопросу мы где-то в пределах часа должны уложиться. Если вы не возражаете, коллеги, давайте таким образом мы и построим наше сегодняшнее заседание.

У нас докладчик Лоор Иван Иванович. Мы ему предоставляем слово.

И.И. ЛООР

Уважаемые члены Совета Федерации, уважаемые присутствующие! В последние годы сельское хозяйство признано одним из ключевых приоритетов в социально-экономическом развитии страны. Важнейшими вехами новой аграрной политики стали Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", приоритетный национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса" и государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить сенаторов, всегда последовательно отстаивающих интересы села, представителей профильных министерств, которые грамотно реализуют политику Президента и Правительства в аграрной сфере, ученых-аграрников, которые научно обосновывали необходимость смены вектора аграрной политики.

Вместе с тем надо признать, что задача коренной модернизации и всего аграрного производства и социальной сферы села, к сожалению, еще не решена. На наш взгляд, для ускорения этих процессов необходимо, во-первых, существенное увеличение объемов государственной поддержки села, во-вторых, концентрация господдержки на прорывных направлениях и потенциальных точках роста. Эта позиция послужила толчком к разработке концепции придания отдельным регионам России статуса особо значимых аграрных территорий. Впервые инициатива о создании в стране особо значимых аграрных территорий была озвучена губернатором Алтайского края Александром Богдановичем Карлиным на Всероссийском сельском сходе в феврале 2008 года и в присутствии Дмитрия Анатольевича Медведева получила его поддержку.

та

Содержание инициативы раскрыто в двух разработанных нами документах. Законодательная основа представлена в проекте федерального закона "Об особо значимых аграрных территориях Российской Федерации". Конкретные проекты и программные мероприятия в рамках концепции особо значимых аграрных территорий обобщены в проекте "Комплексное развитие Алтайского Приобья".

Концепция законопроекта и проект "Комплексное развитие Алтайского Приобья" получили поддержку при обсуждении в Министерстве сельского хозяйства, на правительственной комиссии по вопросам аграрно-промышленного комплекса и в профильном комитете Государственной Думы.

Месяц назад на конкурсе региональных стратегий среди субъектов Российской Федерации наш проект занял первое место в номинации "За лучший комплексный инвестиционный проект, обеспечивающий развитие территории". И самое главное, проект "Комплексное развитие Алтайского Приобья" внесен в перечень первоочередных инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе, утвержденных в июле этого года Председателем Правительства России Владимиром Владимировичем Путиным.

В чем заключается ключевая идея нашей инициативы, скажу вкратце. Полагаем, что действующий механизм господдержки аграрного сектора нуждается в существенной корректировке. С одной стороны очевидно, что, в зависимости от бюджетной обеспеченности, регионы имеют различные финансовые возможности по поддержке своих сельхозтоваропроизводителей. А с другой стороны, аграрный потенциал и степень агропромышленной специализации территорий также совершенно разные. Отсюда возникает необходимость дифференцированного подхода к поддержке агропромышленного комплекса территории России.

Сегодня же, к сожалению, механизм федеральной государственной поддержки никак не выделяет регионы, которые обеспечивают продовольственную безопасность страны. Так, например, более четверти пашни в стране и более четверти всего валового объема продукции сельского хозяйства России приходится на долю всего семи регионов страны. Особо значимые аграрные территории, то есть территории, обладающие благоприятными климатическими условиями и ресурсами для производства сельхозпродукции в масштабах страны, должны получать приоритетную, а главное, комплексную поддержку.

Фактически мы предлагаем создать своего рода зоны опережающего роста. Статус особо значимых аграрных территорий позволит рассматривать их как локомотивы роста аграрной экономики всей страны. Убеждены, что при системном подходе к развитию таких территорий, отдача будет многократной, это позволит надежно обеспечить население России качественной, безопасной сельскохозяйственной продукцией.

Каковы критерии, позволяющие выделить такие территории? В нашем законопроекте их предлагается три:

Первое. Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте должна быть не менее 8 процентов;

Второе. Площадь пашни - не менее 3 млн. гектаров;

Третье. Доля сельского населения в общей численности населения региона - не менее 30 процентов.

По нашим предварительным расчетам, в рамки предложенных критериев входит порядка шести, семи регионов. Я подчеркиваю, что эти критерии и пороговые значения не окончательный вариант, могут быть рассмотрены и дополнительные критерии, например, доля региона в производстве основных продовольственных товаров или валовое производство на душу населения. И в то же время для нас принципиально, что дополнительная поддержка должна распространяться на регионы аграрной или аграрно-промышленной специализации. Индустриальные регионы, особенно с развитой добывающей промышленностью, как правило, имеют собственный ресурсный потенциал для поддержки сельского хозяйства.

Принципиальным требованием является наличие больших земельных ресурсов. Сегодня есть регионы, которые при сравнительно небольших посевных площадях обеспечивают высокие объемы производства мясомолочной продукции. Но ведь животноводческая отрасль является производной от растениеводства. Задача аграрной политики - обеспечить максимально эффективное использование земли за счет более рационального размещения животноводческих производств.

Алтайский край играет немаловажную роль в сельском хозяйстве страны, и позвольте на примере нашего края, на примере наших инвестиционных проектов раскрыть идеологию создания особо значимых аграрных территорий.

Алтайский край является крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции, продуктов питания в Сибири и на Дальнем Востоке. По площади пашни (6,5 млн. гектаров) Алтайский край занимает первое место в России, и по поголовью крупнорогатого скота - четвертое. Сельское хозяйство играет определяющую роль в формировании экономики края. На долю сельского хозяйства приходится 17 процентов валового регионального продукта. Для справки скажу: по России этот показатель составляет около 4 процентов. В сельской местности проживает около половины населения региона.

Алтайский край во многом уникальный регион, на карте которого можно увидеть все аграрные зоны России. На севере края выращивается лен-долгунец, как в Вологодской области, а на юге - бахчевые, как в Астрахани.

та

В наших непростых сибирских условиях в промышленных масштабах выращивается сахарная свекла, подсолнечник, фрукты и даже виноград. По ряду позиций Алтайский край занимает лидирующие позиции на российском продовольственном рынке: мы занимаем первое место по производству муки, первое место - по производству сыра, второе место - по производству крупы. В этом году 60 процентов (подчеркиваю, 60 процентов) гречихи, выращенной в стране, приходится на долю Алтайского края.

Несмотря на непростую финансовую ситуацию, сельскохозяйственным товаропроизводителям в серьезных масштабах оказывается государственная поддержка. В 2009 году, в рамках реализации государственной программы, из федерального и краевых бюджетов на развитие сельского хозяйства края направлено более 4 млрд. рублей: из федерального бюджета - около 3 миллиардов, из краевого бюджета - более 1 млрд. рублей.

Показателем успешности проводимой в крае аграрной политики служит стабильный рост показателей сельскохозяйственного производства. Так по итогам 2009 года индекс физического объема сельского хозяйства составил более 120 процентов. Вместе с тем вынужден констатировать, что в условиях ограниченности регионального бюджета объемы государственной поддержки явно недостаточны. Занимая четвертое место в России по поголовью крупнорогатого скота, край в расчете на одну голову крупнорогатого скота получил в полтора-два раза меньше средств из федерального бюджета по государственной программе, чем в среднем по стране. Имея самую большую в стране посевную площадь сельскохозяйственных культур, край в расчете на один гектар получил средств по госпрограмме почти в пять раз меньше, чем в среднем по России.

По итогам 2009 года доля расходов консолидированного бюджета Алтайского края на сельское хозяйство составила 6,4 процента от общих расходов консолидированного бюджета. Для справки скажу, что доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на сельское хозяйство в среднем составляет около 3,2 процента.

По доле расходов бюджета на сельское хозяйство Алтайский край является одним из лидеров среди субъектов России, занимая третье место. Однако по показателю расчетной бюджетной обеспеченности на душу населения Алтайский край занимает всего лишь 68-е место. Поэтому, несмотря на более высокую долю бюджетных расходов на сельское хозяйство, наши крестьяне получают меньше средств, чем их коллеги большинства других регионов. На один гектар пашни в Алтайском крае в 2009 году пришлось около 650 рублей государственной поддержки, когда в среднем по России этот показатель составил более 1700 рублей. Мы не можем обеспечивать финансирование сельского хозяйства даже на среднероссийском уровне.

Алтайский край вносит весомый вклад в продовольственную безопасность, как регионов Сибири, так и Дальнего Востока, да и России в целом. За пределы края ежегодно вывозится около 80 процентов муки и крупы, около 70 процентов сыра и около 20 процентов животного масла, тем самым обеспечение продовольствием населения ряда других субъектов приводит к дополнительной нагрузке на бюджет Алтайского края. В целом, по экспертной оценке, более половины выделяемого из краевого бюджета объема государственной поддержки сельскому хозяйству уходит за пределы региона. Аграрная ориентация Алтайского края определяет и специфику ряда других отраслей, прежде всего, социальной сферы и инфраструктуры.

По показателям протяженности автомобильных дорог край занимает первое место в России. В сельской местности находится более тысячи общеобразовательных учреждений или более 80 процентов их общего количества, а на их содержание приходится более четверти расходов консолидированного бюджета, при среднем для российских регионов показателе чуть более 20 процентов. Специфика сельского расселения определяет и значительное число муниципальных образований, их у нас в крае около 800. Это третье место в России после Татарстана и Башкирии. Очевидно, что эти особенности приводят к дополнительным расходам бюджета, не давая возможности направить больше средств на поддержку прорывных направлений в агропромышленном комплексе.

Какие формы поддержки должны применяться для развития особо значимых аграрных территорий? Необходимо использовать, прежде всего, зарекомендовавшие себя меры государственной поддержки, но на особых, льготных условиях. Речь идет, прежде всего, о мероприятиях в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства", федеральных целевых программ, а также использование средств Инвестиционного фонда.

Кроме того, считаю необходимым предложить ряд новых и эффективных механизмов государственной поддержки. Например, полагаем, в частности, что эффективному развитию молочного животноводства будет способствовать субсидирование части затрат на реализацию молока базисной жирности. При этом на объемы, превышающие расчетные потребности населения региона, нужно применять повышающий коэффициент относительно ставки субсидий.

та

Приведу одну цифру: в прошлом году около 900 млн. рублей составила государственная поддержка производства тех объемов молока, которые в виде сыра, масла, сухого молока были вывезены за пределы Алтайского края. Аналогичная мера предлагается и в части субсидирования производства мяса. Необходимо на более высоком уровне оказывать государственную поддержку приобретению средств интенсификации производства: минеральных удобрений, средств защиты, элитных семян и так далее.

Считаем необходимым ввести субсидирование за счет средств федерального бюджета части затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для молочного животноводства. Предлагаем начать за счет средств федерального бюджета софинансирование восстановительных работ в лесозащитных полосах.

Для развития правовых институтов необходимо субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителей на оформление земельных участков, это ускорит регистрацию земельных участков и позволит реально развивать рынок земли. В проекте также предложено предусмотреть софинансирование за счет средств федерального бюджета строительства, капитального ремонта, комплексной реконструкции и эксплуатации внутрихозяйственных оросительных систем. Вот это направление без поддержки государства, независимо от форм собственности, развивать дальше просто невозможно. В крае 4 млн. гектаров пашни, или более 60 процентов от ее наличия, находится в зоне рискованного земледелия, вследствие недостаточного увлажнения... И приведу пример: количество осадков за вегетационный период на данной территории составляет от 120 до 170 мм. А здесь проживает, на этой территории, около половины сельского населения края.

Хотелось бы также обратить внимание еще на один момент. Проектом "Комплексное развитие Алтайского Приобья" предлагается реализация целого ряда проектов по развитию инфраструктурных отраслей. В частности, предусматривается строительство и реконструкция объектов дорожно-транспортной сети, развитие газовых сетей, строительство объектов электроэнергетики на принципах и механизмах государственно-частного партнерства в условиях преференции особо значимой аграрной территории. Организационным механизмом для перевода агропромышленного сектора на инновационную модель развития должно стать создание нескольких кластеров: аграрного, машиностроительного, биофармацевтического, энергетического и туристического.

Именно поэтому в программу включен ряд, на первый взгляд, несвязанных с аграрным сектором, проектов, например, туристические объекты или строительство электростанции. Ведь без надежного и доступного по цене электроснабжения невозможна автоматизация сельскохозяйственного производства и сокращение ручного труда. А туристический сектор является важнейшим потребителем экологически чистых продуктов питания с высокой долей добавленной стоимости. Необходимо учитывать, что уже сегодня Алтайский край посещает более 1 миллиона туристов. Это, конечно, во много раз меньше, чем в Краснодарском крае, но, тем не менее, 21 миллион - это цифра очень внушительная.

Подчеркну, что эта позиция нашла понимание на федеральном уровне. В частности, на совещании о ходе реализации первоочередных инвестиционных проектов Сибирского федерального округа, прошедшем у вице-премьера Дмитрия Николаевича Козака 18 октября, принято решение о поддержке двух инфраструктурных проектов, входящих в нашу комплексную программу. Отмечу, что всего в рамках мега-проекта планируется реализация 89 инвестиционных проектов, часть которых уже реализуется, а по остальным разрабатывается проектная документация.

Данными проектами предусмотрено создание около 24 тысяч рабочих мест, общая сумма инвестиционных вложений в рамках проекта более 590 млрд. рублей, из них 40 процентов - государственные вложения, направленные на формирование производственной инфраструктуры, на субсидирование затрат по реализации проектов, и 60 процентов составляют частные инвестиции.

Формирование нового института развития в Российской Федерации - особо значимых аграрных территорий - позволит стабилизировать ситуацию на агропродовольственном рынке страны. Это позволит приблизиться к достижению важнейшей стратегической цели - обеспечение продовольственной безопасности страны, доктрина которого утверждена Президентом Российской Федерации.

Об основных положениях законопроекта расскажет мой коллега и заместитель Землюков Сергей Валентинович. Прошу сенаторов, присутствующих внимательно изучить представленный нами законопроект и поддержать его целесообразность внесения Государственной Думой в качестве консолидированной законодательной инициативы. Спасибо.

Г.А. Горбунов

Спасибо, Иван Иванович.

Как мы договорились, следующий докладчик у нас Землюков Сергей Валентинович - заместитель председателя краевого Законодательного Собрания.

Сколько времени, Сергей Валентинович?

С.В. ЗЕМЛЮКОВ

До десяти.

Г.А. Горбунов

Все, договорились. Пожалуйста.

вш

С.В. ЗЕМЛЮКОВ

Уважаемый Александр Порфирьевич, уважаемый Геннадий Александрович, уважаемые сенаторы, приглашенные! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "Об особо значимых аграрных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный проект разработан рабочей группой при Алтайском краевом Законодательном Собрании. Данный проект предлагается рассмотреть сегодня концептуально. Это значит определить основную идею, цели и предмет правового регулирования данного закона, лиц, на которых распространяется его действие, а также место будущего закона в системе законодательства, регулирующего отношения в сфере сельского хозяйства.

Итак, основная идея закона. Он предназначен для правового обеспечения комплексного подхода к реализации потенциала регионов с преимущественно аграрной специализацией в сельской местности. Это территории, на которых проживают и заняты в сельском производстве большинство сельского населения и производится наибольшее число сельхозпродукции. По мнению ученых, анализ существующих явлений и тенденций в АПК России, прежде всего в регионах с исторически сложившейся преимущественно аграрной специализацией, требует безотлагательного принятия мер особой государственной поддержки этих территорий.

В статье 2 проекта закона дается понятие особой значимой аграрной территории. Это территория субъекта Российской Федерации с исторически сложившейся преимущественно аграрной специализацией, обладающая природно-климатическим потенциалом и социальными условиями для развития сельского хозяйства, на которой установлен специальный правовой режим осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, в центре государственной аграрной политики вводится региональный компонент. Он заключается в воссоздании зональной специализации, размещении и концентрации сельскохозяйственного производства, исходя из природно-климатических ...(?) с учетом исторических и социальных фактором.

Государство посредствам этого закона восстанавливает выполнение регулирующей функции с выделением региональных приоритетов зон опережающего развития. Создание таких зон - это первый признак индустриальной и социальной модернизации аграрного сектора экономики и сельских территорий для решения новых, современных задач.

Как отметил профессор Черняков Борис Абрамович в своем выступлении, в большинстве развитых передовых стран мира формирование региональной специализации зон, наиболее благоприятных для развития жизненно важных видов сельхозпродукции, или отдельных отраслей издавна является главнейшим принципом рационализации и модернизации аграрного сектора экономики страны. Это является основой концептуальной идеи закона.

Вписывается ли понятие особо значимой аграрной территории в действующую систему правового регулирования в сфере сельского хозяйства? Естественно, мы переработали все законы, действующие, ранее принятые в сфере сельского хозяйства, в сфере экономики, и можем отметить, что в Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства" говорится об устойчивом развитии сельских территорий. В госпрограмме развития сельского хозяйства одной из задач госполитики является устойчивое развитие сельских территорий. Однако на данный момент на федеральном уровне отсутствует закон, позволяющий учесть развитие аграрного производства во взаимосвязи с развитием сельских территорий.

Надо отметить, что в концепции устойчивого развития сельских территорий, которая подготовлена Правительством Российской Федерации, выделяется приоритетное направление развития именно сельских территорий в преимущественно аграрной специализации. По нашему мнению, из всех территорий Российской Федерации, которые занимаются сельхозпроизводством, необходимо выделить особо значимые аграрные территории и по направлению развития территорий принять отдельный специальный закон. Он будет именно специальный по отношению к общему закону о развитии сельского хозяйства.

Какие территории могут быть отнесены к особо значимым территориям? Иван Иванович Лоор уже говорил об этих критериях. Я полагаю, что эти критерии могут обсуждаться в той рабочей группе, которая, надеемся, будет создана. И причем возможно поэтапное расширение либо изменение этих критерий с учетом и бюджетных возможностей, и с учетом фактически апробации действия данного закона, его эффективности.

Следующее. На особо значимых аграрных территориях предполагается установление специального правового режима осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Специальный правовой режим - это совокупность мер государственной поддержки предпринимательской и иной экономической деятельности в сельхозсфере на особо значимой аграрной территории. В проекте закона дается понятие сельхозпроизводства, деятельности, направленной на обеспечение устойчивого развития сельских территорий, то есть фактически это инфраструктура, социальная сфера и сельхозмашиностроение.

Кто может быть участником, подпадающим под действие специального правового режима? Это инвесторы и сельхозпроизводители. Сельхозпроизводители - субъекты, частные предприниматели, развивающие сельхозпроизводство. Инвесторы двух видов: инвестирующие сельское хозяйство и государственные инвестиции в инфраструктурные проекты (это энергетика, это транспорт и так далее).

аа

Важное значение в проекте закона уделяется понятию инвестиционного проекта. Именно на основе инвестиционного проекта и соглашения субъекты предпринимательской деятельности могут подпадать под действие данного проекта закона.

Управление особо значимой аграрной территорией возлагается на исполнительный орган власти, который определяется Правительством без создания специальной еще одной структуры. Осуществление государственной поддержки - это, конечно, наиболее серьезный и наиболее, наверное, спорный вопрос с точки зрения его содержания, с точки зрения видов(?) данной поддержки. Иван Иванович уже говорил в своем выступлении, останавливался на них. Из чего мы подходили, определяя конкретные виды поддержки. Это четыре основных фактора.

Первый фактор. Специфика современной аграрной политики заключается в усилении роли региональных бюджетов в финансировании государственной поддержки АПК. При этом типично сельскохозяйственные или агроориентированные территории, как правило, характеризуются пониженной бюджетной обеспеченностью по собственным источникам. Следовательно, мерами поддержки пользуются в большой степени промышленно развитые или ресурсные регионы.

Второе. По основной части субсидий, выделяемых региональными товаропроизводителями федеральный и региональные бюджеты, выступают на условиях софинансирования, что подстегивает региональные власти реализовывать максимально возможный ассортимент программ без учета их эффективности для конкретной территории.

В-третьих, ассортимент субсидий российским аграриям весьма обширен. Однако их основная часть играет не стимулирующую роль, а роль компенсации за понесенные затраты.

И, наконец, в-четвертых, АПК, сельское хозяйство требует притока инвестиций. Мы видим, что поступления, инвестиционные программы за последние два года не соответствуют тем требованиям, которые предъявляются к отечественному сельхозпроизводству. Таким образом, проект закона позволяет повысить экономическую эффективность сельхозпроизводства и улучшить инвестиционную привлекательность АПК. Появляется стимул к внедрению инновационных и ресурсосберегающих технологий, технологической модернизации. Это все и предусмотрено в наших мерах по поддержке особо значимой аграрной территории. Это не только прямые инвестиции, это не только поддержка на единицу произведенной продукции, но это еще и инвестиционные проекты, государственные инвестиционные проекты, связанные с развитием территории. Появляются стимулы, как следствие - выход на качественно новую основу расширения воспроизводства в аграрном секторе экономики.

Уважаемые коллеги, проект закона согласно проведенной экспертизе отвечает требованиям концепции к разработке проектов федеральных законов, которые предъявляет Правительство и Государственная Дума к проектам федеральных законов. Здесь есть основная идея, цель, предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их правовые обязанности. Он вписывается в систему федерального законодательства в сфере сельского хозяйства.

Мы понимаем, что проект закона нуждается в доработке и претерпит изменения. Надеемся, что высокий профессионализм сенаторов как законотворцев и как специалистов в области сельского хозяйства позволит значительно улучшить данный законопроект. Надеемся, что, уважаемый Геннадий Александрович, будет создана комиссия для доработки данного документа, рабочая группа, результатом которой станет внесение этого законопроекта на рассмотрение в Государственную Думу.

Хочу выразить благодарность председателю Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу уважаемому Александру Семеновичу Миндрину за обоснованную и добросовестную рецензию нашего законопроекта, мы обязательно учтем Ваши замечания.

"Алтайское Приобье" - это проект, который был разработан применительно к отдельным территориям, к Алтайскому краю. Проект закона об особо значимых аграрных территориях будет иметь значение не только для Алтайского края, но и других территорий, которые исторически играют важную роль в развитии сельского хозяйства России. Благодарю за внимание.

Г.А. Горбунов

Спасибо, Сергей Валентинович.

Слово для выступления, до 5 минут, договоримся, все остальные выступают, Миндрину Алексею Семеновичу, директору Всероссийского НИИ экономики труда и управления в сельском хозяйстве, руководителю Экспертного совета при комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу. Пожалуйста, Алексей Семенович. Подготовиться Чернякову.

А.С. МИНДРИН

Спасибо.

Уважаемые сенаторы, вот то, что мы сегодня обсуждаем, вот эти все законы, статьи закона, надо было бы внести, Геннадий Александрович, в закон о сельском хозяйстве, было бы просто замечательно. Потому что из закона о сельском хозяйстве конструктивный материал вынесли, поэтому...

За последние годы надо отметить положительную тенденцию благодаря вам, что приняты законы, характеризующие то, что сельское хозяйство уже перестало являться черной дырой, и это стали понимать на самом высоком уровне.

нц

Я коротко, и закон о сельском хозяйстве, доктрина продовольственной безопасности, программа развития сельского хозяйства, то есть мы повернулись к нашему производителю. И та небольшая поддержка сразу же ощутимо сказалась на росте сельхозпроизводства, ну за исключением, конечно, этого года.

Поэтому представленный сегодня проект, цели его, как озвучено было Иваном Ивановичем и Сергеем Валентиновичем, - это создание более благоприятных условий для развития аграрного сектора сельских территорий. То есть создать правовую основу с тем, чтобы товаропроизводитель был уверен в завтрашнем дне, и четко прописано.

Геннадий Александрович, вот Вы постоянно выступаете и говорите, что закон о сельском хозяйстве ...(неразборчиво) насчитывает более тысячи страниц. Так вот, давайте и отработаем на Алтайском крае, как пилотный проект, который бы регламентировал... Давайте вот на примере Алтайского края, особо значимой аграрной территории для решения продовольственной проблемы Российской Федерации, вот отработаем это, и это будет понятно.

Собственно, когда мы посчитали, вот Иван Иванович озвучил 650 рублей на гектар, но мы посчитали, что вот они могут увеличить продукцию, если только увеличат на треть. Это примерно где-то порядка 3 тыс. рублей. Это не те деньги, которые нельзя найти, но увеличивается производительность по-существу в два раза. Вот, вложив небольшие деньги, можем получить действенный результат.

Чем вызвано появление такого проекта? Действительно, и хотя, конечно, мы должны развивать все регионы, но все-таки надо обращать, учитывая ограниченность ресурсов, говорим об эффективности, и соответственно надо определять те регионы, где эта эффективность будет наиболее эффективна.

Мы посчитали, что сейчас на одну калорию продовольствия требуется затратить пять килокалорий, выраженных в энергии, то есть именно это в труде, капитале, ресурсах. А вот для Алтайского края это всего - два с половиной. То есть получается, с точки зрения эффективности сельскохозяйственное производство более эффективно по сравнению с другими регионами в два и более раз. Вот это и является основой поддержки этого представленного проекта закона об особо значимых аграрных территориях.

Для того чтобы закон был более выдержан, с правовой точки зрения дополнен конкретным содержанием, мы не претендуем на то, что... Просто хотели высказать свои отдельные замечания, которые у нас возникли при знакомстве с данным проектом закона. Прежде всего, в проекте закона надо четко отразить, как и в каких формах должна развиваться многоукладная аграрная экономика, как должны развиваться отношения собственности, как должна развиваться территория.

Вот, на мой взгляд, представленный документ пока подстроен под инвесторов. Да, я понимаю значимость, что привлечь инвесторов надо обязательно, поскольку, к сожалению, в настоящее время в аграрную экономику, если взять за 100 процентов инвестиции народного хозяйства, идет только 2 процента. Представьте себе, всего 2 процента идет инвестиций в сельское хозяйство. И из этих 2 процентов 80 процентов идет на переработку. То есть действительно сельское хозяйство очень рискованно само по себе, и инвестору необходимо создать очень благоприятные экономические условия, чтобы он туда пошел.

Документ этот как раз и направлен на это, но, тем не менее, все-таки должен быть баланс интересов, в конце концов, и инвесторов, и непосредственно производителей, для чего и мы разрабатываем этот проект.

И буквально коротко по статьям. Я выдержу регламент, Геннадий Александрович.

Вот в статье 10 - правовое положение. Надо добавить - использование отечественных специалистов и рабочих, связанных с производством продукции. У нас уже в Белгороде есть опыт и в Курской области, когда уже привозят своих специалистов крупные холдинги и крупные инвесторы, и уже те специалисты, которые находятся, не востребованы.

Вот это, если мы говорим о развитии территории, мы не можем развивать территорию, не развивая профессиональную подготовку своих специалистов. Это очень важно. Иначе мы не выдержим те регламенты, установленные вот этим законом.

еф

Статья 11. Я уже сказал, что данный закон является приоритетом инвесторов. Инвесторы должны предлагать проекты. Безусловно, это так. Но тем не менее администрация не должна быть пассивной и не должна быть в арьергарде. Она должна определять тоже точки роста развития ...(?) экономики. Это не обязательно будет сельхозпроизводство. Это может быть развитие инфраструктуры, энергетики, социальной инфраструктуры. То есть быть не просто пассивным, а активным зачинателем формирования новой аграрной политики, исходя из самой преамбулы закона.

Что на сегодняшний день? Поскольку сегодня вся наша инвестиционная политика направлена на использование импортной техники, импортной технологии, импортного семеноводства, поэтому если мы хотим добиться того, чтобы как-то снизить зависимость от западных технологий, нужны дополнительные меры мобилизационного характера. Эти меры должны быть "выпечены" в законе, а не прозвучать в одном ряду с другими десятками мероприятий.

Тем не менее в статье 14, когда говорится о гарантиях инвестора, там они достаточно подробно описаны. Я с этим согласен. В этом плане можно даже их и усилить, что окупаемость затрат не должна превышать шесть лет, чтобы он видел, что в течение шести лет эти затраты должны окупиться. Может быть, и меньше, но с тем, чтобы это не было связано с повышением цен на сельхозпродукцию.

Статья 15. Здесь говорится об органах управления. Это особенно важно для этого закона, поскольку функции управления должны быть связаны именно с аграрной территорией.

Следующее - наблюдательный совет. Его надо дополнить словами: "Наблюдательный совет готовит ежегодный доклад о ходе реализации программы развития аграрных территорий". Это очень важно, чтобы выявить тенденции и определиться с направлениями.

Следующее. В статьях 17 и 22 добавить: "Инженерно-изыскательные работы проводить на основе софинансирования работ государством", иначе все деньги уйдут.

Следующее. По окончании срока дать возможность инвестору привести земельный участок в собственность, чтобы он действительно был заинтересован, но с соблюдением земельного законодательства.

Статьи 27, 30, пункты 1 и 2 добавить, что мы считаем, что того уровня федерального бюджета, который здесь есть, 30 процентов, 20 процентов от затрат, этого недостаточно.

И в заключение. Учитывая важность и значимость Алтайского края (представьте, что 6 млн. гектаров - это вся Европа вместе взятая), этот регион может послужить локомотивом для нашего сельского хозяйства. Поэтому прошу сенаторов поддержать этот проект закона и направить в Государственную Думу. Спасибо за внимание.

Г.А. Горбунов

Спасибо.

Я предоставляю слово Чернякову Борису Абрамовичу, профессору кафедры мирового сельского хозяйства и внешнеэкономических связей Российского государственного аграрного университета - Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева. До 5 минут. Следующим выступает Фомин.

Б.А. ЧЕРНЯКОВ

Я обращаю внимание на то, что на кафедре я работаю по совместительству, а в действительности я сотрудник Института США и Канады, руководитель Центра аграрных проблем этого института.

Конечно, я с высокой степенью удовольствия читал концепцию Алтайского края и дал по ней очень высокую оценку, от которой не собираюсь отказываться, тем более что после моего выступления я еще раз из конца в конец проехал Алтайский край и еще раз убедился в том, что это удивительный кусок земли, который должен быть действительно одним из самых ценных средств для решения продовольственной безопасности. Конечно, я не исключаю и наличия у нас других мест, таких как Краснодарский край и другие. И более того, напоминаю вам формулу Энгельса о том, что урожайность земли можно повышать бесконечно путем применения труда, науки и капитала.

сб

Эту формулу никто не отменял, и поэтому в любом месте, на любом пространстве нашей страны мы можем создать зону устойчивого сельского хозяйства. Для этого просто нужно наличие всех трех показателей. К сожалению, я не смог познакомиться серьезно с самим текстом закона, я его получил только сейчас, не могу поэтому ничего сказать о самом законе.

Более того, мой печальный опыт участия в разработке по крайней мере двух законов (закона о сельском хозяйстве и закона о продовольственной безопасности) показал мне, что мы, по-моему, сейчас рановато говорим о законе, потому что мы можем говорить о законодательных инициативах, мы можем говорить о поправках, мы можем говорить о многих вещах, поддерживая законодательную инициативу, но закон - дело серьезное.

И как показала практика, закон о продовольственной безопасности, который обсуждался энное количество десятков лет, только оказался доктриной. Кстати, очень урезанной, и, на мой взгляд, совершенно непроизводящей того впечатления, которому придавалась эта часть. Поэтому я еще раз хочу сказать, что то, что делают законодатели и руководители Алтайского края для меня, безусловно, важно и очень авторитетно.

В современных условиях, когда население земли растет, а мировая пашня сокращается, сохранение и преумножение сельхозугодий, а самое главное их плодородие и получение устойчивых урожаев, становится совершенно удивительной частью. Я могу сказать, 6 млн. гектаров, которые сейчас упомянули... я вам могу назвать зону устойчивого сельского хозяйства, к сожалению, не в нашей стране, а это штат Айова, он имеет 13 млн. гектаров земли и, конечно, прекрасные условия, с которыми даже сравнивать нельзя.

В этом году он получит столько же кукурузного зерна, сколько всего получит Россия. Кроме этого, получит 12 млн. тонн соевых бобов. У них 4 млн. голов мясного скота, у них почти 20 млн. свиней. Я мог бы перечислять бесконечно, они в числе лучших по очень многим показателям. А все связано только с одним: на протяжении многих лет по крайней мере последних 80 лет сельхоззакон, который обновляется каждые пять лет в США, все время создает условия при которых кукурузосеятели, производители и соевики в зоне именно Айовы точно знают на пять лет вперед стоимость продукции, которую им гарантирует государство за произведенную продукцию и все. И никаких дополнительных вещей им не требуется, потому что они точно знают, какова их себестоимость, следовательно, никаких вопросов о том, сколько они получат и заниматься ли им этой продукции просто нет.

Сделайте, пожалуйста, для Алтайского края подобные вещи, и мы будем совершенно точно уверены, что Алтайский край увеличит втрое, впятеро, я не знаю... у него совершенно необыкновенные возможности, я их видел на землях орошаемых в Кулундинской степи.

Я должен сказать, что американцы, конечно, не занимаются подобными законами, потому что у них, еще раз повторяю, есть единый сельскохозяйственный закон, который каждые пять лет... Я сейчас пытался вспомнить, когда мы приняли свой закон о развитии сельского хозяйства, то у меня получается, что сейчас как раз было бы необходимо немедленно приступить к его некой переструктуризации и внести ценнейшие указания, которые здесь предложены, может быть, в этот закон, и тогда мы получим значительно быстрее и выгоднее, потому что наша страна... не буду вам доказывать, вы это знаете, как мы принимаем законы.

Следующий вопрос. Конечно, создавать подобные зоны нужно. Но меня смущает и я не скрываю этого, я говорил об этом и в Алтае, я не люблю критериев, которые так жестко устанавливают, что вот столько-то процентов, столько-то... Понимаете. Названная мной Айове промышленная, между прочим, а не только аграрная страна. А страна я ее называю, потому что state - это и страна и штат. В ней промышленность занимает значительно больше, сельское хозяйство не такую большую долю.

св

Ну, представьте себе: это страна, соизмеримая по производству продукции с Канадой. Не называя Японию, мелкие страны. С Канадой. Поэтому я считаю, что Алтайский край может быть такой своеобразной Айовой у нас, но для этого необходимы средства.

И наконец последнее, что я считаю вообще необходимым. Я об этом говорил много лет. Очевидно, поэтому мне не разрешали долгое время выступать. Вернее, не давали возможности. Я думаю, что после моего сегодняшнего выступления, возможно, наступит опять такой же период. Буду писать свои книги.

Г.А. Горбунов

Но не в Совете Федерации, не волнуйтесь.

Б.А. ЧЕРНЯКОВ

Нет, конечно.

Г.А. Горбунов

У Вас всегда площадка.

Б.А. ЧЕРНЯКОВ

Здесь поддержка. И я вижу людей, которые меня понимают очень хорошо.

Хочу сказать, что несмотря на заявления, которые я слышу с самого высокого уровня, на мой взгляд, наше сельское хозяйство находится в угрожающем положении, если не сказать хуже. Я не катастрофист, но я 50 лет проработал в сельском хозяйстве. Это все-таки срок. И не всегда я был ученым, я 20 с лишним лет работал в практике.

Хочу сказать... Я вижу угрожающее положение в том, что случилось с зерновой программой. Безусловно, если бы мы вложили в свое время деньги в мелиорацию и восстановили хотя бы те земли, которые у нас были, мы бы значительно сократили... Если бы техническое перевооружение нашей посевной техники шло так, как это предлагали многие люди, сидящие в том числе и в этом зале, то мы могли бы многие вещи спасти.

Больше того, я сейчас говорю в преддверии следующего... Мы завалили озимый сев. И я уверен совершенно, что мы не получим тех результатов. Мы должны сейчас сосредоточиться на яровом севе, а он огромен и должен пройти за очень короткие сроки без технического обеспечения, без ГСМ и других вещей. Невозможно этого сделать. Мы должны вернуться к вопросу об орошении, потому что ни одна уважающая себя страна в мире не занимается... Вернее, занимается этим вопросом серьезно.

Я приведу пример удивительный - Пакистан, нищая страна, военизированная страна 80 процентов своей территории орошает. 80! И снабжает себя продовольствием.

Я хочу сказать, Геннадий Александрович, нам нужно вернуться (и в Совете Федерации, и в Госдуме я об этом тоже буду говорить) к вопросу настоящей предметной поддержки сельхозпроизводителей по совершенно конкретным, как я называю, жизненно необходимым видам продуктов. Только тогда мы с вами получим...

И поэтому, поддерживая в целом все инициативы (Иван Иванович, можете поверить мне), хочу сказать, что в интересах быстродействия, мне кажется, что нужно вернуться к закону о сельском хозяйстве и внести туда необходимые поправки, которые позволят нам быстрее и эффективнее решить эту проблему.

Г.А. Горбунов

Спасибо, Борис Абрамович.

Слово предоставляется Фомину Александру Анатольевичу, председателю научно-экспертного совета по агропродовольственным рынкам при Комитете Государственной Думы по аграрным вопросам.

Подготовиться Андрею Николаевичу Клепачу.

А.А. ФОМИН

Добрый день, уважаемые коллеги! Я бы хотел начать со слов благодарности представителям Алтайского края (кому-то может показаться, что это не впрямую связано с сегодняшним нашим событием) за проведенные мероприятия этим летом, посвященные 100-летию поездки Петра Аркадьевича Столыпина по Алтайскому краю и по всем территориям, где проводилась земельная реформа.

Я все-таки считаю, что это как раз тот пример государственной аграрной политики, когда через земельную политику удалось совершить коренной перелом в развитии сельского хозяйства России. На сегодня у нас в стране наступает такой момент, когда требуются точно такие же кардинальные и серьезные действия со стороны государства.

Я могу продолжить тональность Бориса Абрамовича и сказать, что с моей точки зрения, несмотря на все определенные успехи, которые происходят в аграрном секторе, ни одного до конца доведенного, реализованного, эффективного государственного влияния на аграрную политику в стране не было.

Более того, я бы сказал, что самым сильным фактором, который повлиял на развитие аграрного сектора, при всем уважении к разработчикам, явился не приоритетный национальный проект, не государственная программа, не доктрина продовольственной безопасности, не закон о сельском хозяйстве, а дефолт 1998 года. Я думаю, что со мной согласятся, что это наиболее эффективное государственное действие, которое позволило выскочить из глубокой ямы сельскому хозяйству.

мп

Я не призываю ни в коем смысле государство сделать еще один дефолт, но тем не менее действия по уровню влияния на развитие сельского хозяйства должно быть на таком уровне. Тем более что мы находимся в такой сложной ситуации, об этом как-то стали меньше говорить, но это такая ситуация, которая... все понимают, что она произойдет. И нас призывают расслабиться, чтобы и не сопротивляться, а... Речь идет о вступлении во Всемирную торговую организацию. Вы заметили, что был период, когда было затишье, сейчас опять активизировалось.

И тут возникает очень много проблем. Можно бесконечно опять втягиваться в дискуссию, но на самом деле нужны кардинальные действия, которые позволили бы нам действительно вступить во Всемирную торговую организацию подготовленными. Я не буду сейчас приводить обилие цифр, характеризующие разный уровень государственной поддержки, я приведу один показатель, который гораздо реже используется, чем, например, господдержка на гектар, когда мы сравниваем на порядки. Есть более объективный показатель, который характеризует в том числе и налоговые ситуации, потому что у нас всегда говорят, что у нас налогообложение слабее.

Так вот, с моей точки зрения, самым объективным фактором является процент в доходах сельского предпринимателя аграрного бизнеса - доля государственного участия. Ну, профессионалы знают, что в Европейском союзе это более 25 процентов, то есть 25 процентов в доходах - это господдержка. В России это чуть больше 10. Вот наиболее объективный фактор, который характеризует нынешнюю ситуацию. Можно бесконечно спорить, сколько надо выделять денег на сельское хозяйство, но до тех пор, пока мы не сравняемся по этому уровню поддержки, так и будет.

И возникает вопрос. У нас рапортуют наши переговорщики о том, что нам разрешают в три раза увеличить поддержку сельского хозяйства, чуть больше 10 млрд. долларов. Это, конечно, несоизмеримо с уровнем поддержки, но даже этого нет. На сегодня у нас в три раза меньше, и не видно со стороны Правительства, что идет какое-то в сторону увеличения... не видно, что мы в три раза увеличим в ближайшие годы. А ВТО произойдет.

Я почему так долго на этом остановился, потому что пример сегодняшнего проекта и проекта федерального закона - это как раз, с моей точки зрения, пусть это никому не покажется громкими словами, - это государственная стратегическая инициатива, то, что предлагает сегодня Алтайский край. Это уникальная ситуация! Мы впервые получаем возможность реализовать государственный проект.

Когда мы обсуждали приоритетный национальный проект, сразу был приклеен ярлык отраслевого. Ну, что, мол, да, вот жилье - это общенациональный проект, здоровье - это общенациональный проект, образование - общенациональный... А вот национальный проект "Развитие АПК" - это сельскохозяйственный проект. И вот этот, к сожалению, ярлык по-прежнему действует.

С моей точки зрения, если нам удастся, объединив все возможности, реализовать этот проект и этот закон - действительно удастся изменить ситуацию в сельском хозяйстве. Это станет тем прорывом, который позволит изменить ситуацию и дать тенденцию развития.

Я в силу малого количества времени постараюсь совсем уже коротко, тезисно сказать несколько слов отдельно о проекте. Проект заслуживает всяческого уважения и уровня проработки. Более того, я бы, с точки зрения профессионального подхода, сделал бы детализацию по всем тем существующим формам господдержки, которые есть (и это начали делать уже, то есть животноводство и так далее и так далее), добавил сюда агрострахование, добавил те ресурсы, которые выделяются по линии Росреестра на наведение порядка в земельных ресурсах. То есть объединил все деньги, которые на сегодня так или иначе выделяются косвенно или прямым образом в разные секторы, и сделал не в три раза меньше, как сегодня на Алтайский край, а наоборот, сделал бы в два раза больше. И на примере Алтайского края тогда уже было бы легче понимать, какой эффект получит сельское хозяйство.

Еще один очень важный момент с точки зрения закона. Я тоже, наверное, как и Борис Абрамович, являюсь информированным оптимистом. Приведу другой пример, как очень трудно идет закон о поправках в ряд законодательных актов, связанный с сельхозземлями сельхозназначения, насколько он трудно идет, как он.... Сколько обсуждается и так далее и так далее. Я думаю, что и у этого закона...

Г.А. Горбунов

...(Не слышно, говорят одновременно) идет.

А.А. ФОМИН

Да, да, да. Я думаю, что у этого проекта закона еще более сложная будет история. Но это не значит, что им нельзя заниматься. Его надо вносить, иначе не будет обсуждения. Ведь пример того, как активно поднимали проблемы по земле, и привело к тому, что об этом начали говорить и Президент, и Председатель Правительства. У нас есть пример, как быстро принимается закон, например, о Сколково. Вот бы нам бы так закон принять, сразу... То есть я не открываю Америку, я понимаю, что наряду с инициативой, которая идет с Алтайского края, должна быть четкая поддержка на государственном уровне. И сегодняшнее наше совещание - еще один пример того, что это вовремя, это нужно и это надо делать.

Спасибо.

Г.А. Горбунов

Спасибо.

Слово предоставляется Клепачу Андрею Николаевичу - заместителю министра экономического развития.

Подготовиться Торопову.

нц

А.Н. КЛЕПАЧ

Спасибо, Геннадий Александрович. Уважаемые сенаторы и участники совещания! Я выскажу как бы позицию со стороны министерства, тем более что мы работали раньше и с проектом закона, и как бы видим эту версию.

Безусловно, у нас есть особые территории и особые регионы, которые специализируются на сельском хозяйстве и в которых есть огромный нераскрытый потенциал. И поэтому нужны специальные меры поддержки развития аграрного производства. И это не только Алтайский край, это у нас и Краснодар, это и Воронеж, и Белгород, Омская область и целый ряд других.

Весь вопрос - как это делать? И я здесь не хочу вдаваться в эмоции и в дискуссию, но обычно понимаешь, что имеешь, только тогда, когда теряешь. Можно, конечно, рассуждать, действительно и переговорная позиция об увеличении поддержки примерно в три раза в связи с вступлением в ВТО. Но пока реально мы с вами бьемся, и в том числе благодаря поддержке и Государственной Думы, и Совета Федерации удалось отстоять и повысить финансирование сельского хозяйства на 2011 год и дальше, а не сократить.

Поэтому реальность у нас с вами на ближайшие три года именно такова - избежать сокращения того объема государственной поддержки, который есть сейчас, и который действительно, конечно, отстает от Европы, но примерно, насколько, я знаю, Борис Абрамович может поправить, стоим мы за поддержкой в Соединенных Штатах. Около 10 процентов валовой выручки по сельхозпроизводству, во всяком случае, крупные мы учитываем.

С МЕСТА

(Говорит без микрофона.)... Андрей Николаевич, но без их базы...

А.Н. КЛЕПАЧ

Коллеги, не будем спорить, там можно считать. Дальше можно насчитать разницу в ценах на энергию, которая пока еще сохраняется года три. Тут это уже наука посчитает, но я просто хочу сказать, что не так уж мало. И вопрос, в первую очередь, в том, какова эффективность использования этих средств, и как их дальше концентрировать. В этом плане тоже, безусловно, эта поддержка должна концентрироваться, в первую очередь, в тех регионах, у кого есть наибольший потенциал для увеличения производства.

Но весь вопрос - каковы подходы? Вот с подходами здесь есть действительно большая проблема.

Первое, если начинать там про закон о сельском хозяйстве, в свое время это была общая позиция, которую мы вместе с вами выработали и поддержали, что у нас есть закон, который носит концептуальный, рамочный характер. Вся конкретика, которая в этом плане сопоставима с американцами, она уходит в госпрограмму.

Не думаю, что сейчас нужно это все ломать. Наоборот, в этом плане даже та версия закона, которая сейчас представлена, она во многом дублирует все, что есть в законе о сельском хозяйстве, то есть поддержке сельскохозяйственного производства. И перечисление и товарных интервенций, в общем, всех инструментов, которые там есть. Никакой специфики в этом нет.

Специфика начинается (ну и вот теперь уже о специфике) и с набором субсидий, и действительно с той поддержкой, которая предлагается не только для сельхозпроизводителей, потому что это есть и в законе, и в госпрограмме для инвесторов.

Наша позиция в чем? На самом деле резкое расширение льгот, которое здесь предлагается, оно нереально. Я в данном случае не Алексей Леонидович, и у нас там есть не всегда совпадающие подходы с Минфином. Но все-таки реальность с бюджетом и с его дефицитом в ближайшие года такова, что делать, по сути дела, особый режим там с освобождением от НДС и кучей всех других вещей, это нереально.

Более того, с точки зрения нашей практики, администрирования, все знают кучу проблем там с НДС и с сельхозналогом. Но как вести раздельный хозяйственный учет по тому проекту, который будет делаться, допустим, в Алтайском крае? В отличие там от других проектов, как разделить ту деятельность, которую, я не знаю, мукомолы или там те же животноводческие комплексы, которые уже построены, и которые не освобождаются от НДС, с теми, в которые... Следующие инвестиции будут освобождаться, но я думаю, точно, налоговая служба умрет, точнее, умрут все, кто попытается ей доказать что-то другое.

Поэтому это, на мой взгляд, не администрируемые вещи, просто исходя из той практики, которая у нас сейчас есть, да и в обозримом будущем будет. Это не означает, что не нужно никаких мер, но нужно все-таки серьезно продумать, как и чем здесь можно это поддержать.

сб

Я бы в этой связи предложил идти не столько, может быть, через закон отдельный... Потому что здесь что получается? Мы все говорим об Алтайском крае, я его очень люблю, и действительно у него огромный потенциал, но надо же провести анализ по размеру территории... под эти критерии попадает около девяти регионов, с учетом доли ВРП и численности там, может быть, около шести, по размеру сельхозтерритории - девять. Специально к утру посчитали, причем это у нас... первый, который по всем критериям попадает, это Краснодарский край.

Если мы хотим там создать огромный стимул по налоговым льготам, не думаю, что это то, что там нужно в первую очередь в Краснодарском крае. А делать отдельный закон только для Алтайского края на федеральном уровне вряд ли целесообразно, это не пройдет. У нас попадает Башкортостан с 4-мя с лишним миллионов, Омская область тоже четыре с лишним. Там другие соотношения по доли сельского населения и по вкладу ВРП. Но так у нас проблема не в том, что это, условно говоря, недостаток региона, что у него более мощная промышленность, или Ростовская область, а аграрный потенциал там сопоставим или практически больше, смотря с животноводством. Поэтому здесь нужно посмотреть более серьезно не только на Алтайский край, который вышел с этой инициативой и, слава богу, а все-таки действительно на аграрные локомотивы, которые у нас есть. Туда входят и Краснодар, и Ростовская область, и Волгоградская.

А если мы возьмем по животноводству или по производству на гектар или на душу населения и Белгородскую область. Так у нее пашни там меньше. Поэтому здесь все это требует намного более серьезной проработки.

Следующий момент в этой связи. Это вопрос опять же о том, как это накладывается и на ВТО, которая потребует серьезного пересмотра правил субсидий, не только общего объема в три раза их увеличить или сохранить на нынешнем уровне. Но значительная часть наших субсидий, порядок их предоставления не соответствует ВТО, нам нужно вместе с вами думать в опережающем режиме, точнее в опережающем режиме уже не получится, поскольку все-таки... При благоприятном варианте мы туда вступим в первой половине следующего года, при неблагоприятном это опять может быть неизвестно сколько, переговоры идут с 1996 года, как все помнят. Но так или иначе нам нужно все равно понимать, какие изменения уже в действующую систему субсидий нужно внести.

Более того, у нас ...(неразборчиво) вступление в таможенный союз, которое подписано на одном из принципов, которым является гармонизация субсидий. Мы предъявляем кучу претензий белорусам, у которых действительно другой уровень поддержки. У нас есть Казахстан, и нам еще между собой на троих надо договориться, как сблизить хотя бы субсидирование сельского хозяйства.

При таких подходах, которые здесь заложены, это сделать не удастся. Мы создадим еще больший дисбаланс. Это не означает опять же, что не надо этого делать, но нужно все это десять раз продумать, и действительно требуется очень серьезная работа в сопоставлении не только с Европой и американцами, но в первую очередь с белорусами и казахами.

И здесь нужно тоже продумать, каким путем идти. Предоставлять, по сути дела, как в проекте закона предложено, огромные исключительные льготы там Алтайскому краю или определенному (ограниченному) кругу регионов, тогда спрашивается: "А что у нас останется от тех общих порядков, положений, которые у нас есть?"

Я не говорю о том, что чисто управленческие, но законы принимаются долго, но у нас и постановления и порядки субсидирования принимаются тоже не так уж быстро. Поэтому как пересмотреть все действующие системы субсидирования на закупку сельхозтехники, скота, животноводческих комплексов с учетом того, что у нас возникнут эти особые территории. Или какие здесь внести, может быть, изменения в сами подходы и процедуры, потому что мы об этом все время говорим и с Минсельхозом. Более того, в общем-то, есть и анализ, который показывает, что тот же "Россельхозбанк" и другие, через которые идет рассмотрение этих проектов, принимают во внимание специфику региона, его специализацию, потенциалы развития региона.

Может быть, в этой связи нужно действительно еще раз провести ревизию и посмотреть, как мы должны уточнить порядок выделения субсидий, которые есть, какие субсидии нужны еще. И в этом плане согласен, что есть проблема с мелиоративными и внутрихозяйственными, и межхозяйственными системами.

Более того, Минсельхоз сейчас, насколько мы в курсе, готовит проект федеральной программы, и эта проблема, которая была давно, она давно назрела. К ней хотели подступиться, но засуха этот процесс ускорила. Надеюсь, что действительно на следующий год у нас такая программа появится, и тогда и через программу, и через механизмы субсидирования будет ясно, как это развивать, в том числе с концентрацией в целом ряде ключевых регионов, где устойчивость производства зависит действительно в первую очередь от этого - от мелиорации.

тг

По молоку проблема тоже не первый раз стоит. Какие там субсидии по головам или нет, пока решалось по-другому. Поэтому я думаю, что нужно действительно провести совместными усилиями такой анализ, что нужно вносить в изменение порядка субсидирования, который есть, как это сконцентрировать в ведущих регионах, и тогда, исходя из этой работы, будет ясно, какие поправки нужно вносить либо в закон о сельском хозяйстве, нужно ли принимать отдельный закон. Пока на том уровне работы, который мы видим, на наш взгляд, не нужен отдельный закон, но нужны изменения либо, возможно, в закон о сельском хозяйстве, что самое главное - у нас получается, что региональный блок госпрограммы остается фактически не то, чтобы за кадром, он остается на взаимоотношении Минсельхоза и регионов. Госпрограмма сама рассматривается, по сути дела, без всей этой региональной основы.

Возможно, что нужно и на Правительстве, и в диалоге с Советом Федерации, с Государственной Думой рассматривать госпрограмму по развитию сельского хозяйства вместе именно с региональными программами, как минимум теми программами регионов, которые являются локомотивами аграрного развития и от которых действительно зависит в значительной мере уровень жизни на селе. У меня всё. Спасибо.

Г.А. Горбунов

Спасибо, Андрей Николаевич.

Я хочу посоветоваться. По времени у нас осталось 10 минут по обсуждению данного вопроса. Я хотел предоставить слово Дмитрию Ивановичу, а затем у нас Александр Порфирьевич, и на этом завершить, если не возражаете. Никто не настаивает?

Пожалуйста. Торопов Дмитрий Иванович, директор Департамента сельского развития и социальной политики.

Д.И. ТОРОПОВ

Спасибо, Геннадий Александрович. Я совсем немного скажу. Облегчили мою работу предыдущие выступающие, особенно Андрей Николаевич сказал. Я с ним полностью согласен в подходах.

Мы очень приветствуем начинания Алтайского края. И перекликаются многие эти идеи с планами Министерства сельского хозяйства. Но я тоже выскажу позицию Министерства сельского хозяйства.

Правильно было сказано Андреем Николаевичем, что мы сейчас ведем работу по разработке госпрограммы на очередной период. Кроме того, я скажу, что мы уже представили в Правительство, и 16-го будет рассматриваться на комиссии, а в последующем на заседании Правительства концепция устойчивого развития сельских территорий, где предусмотрены особо значимые регионы и депрессивные регионы, и особо значимые аграрные регионы.

Что бы хотел сказать? Что надо поддержать и, конечно же, внести, возможно, поправки в закон о развитии сельского хозяйства, многие позиции по поддержке, особенно я считаю, что установление особых льготных тарифов на внутренних перевозках и на экспортных поставках.

Много говорил о взаимоотношениях со странами СНГ Андрей Николаевич, я тоже здесь поддерживаю, но очень осторожно надо к этому подойти. Мы знаем, какие транспортные трудности для Сибирского федерального округа существуют, это надо поддержать, и мы тоже будем предусматривать и в госпрограмме. И, конечно же, можно было особые позиции, поправки внести в закон о развитии сельского хозяйства.

Посмотрели мы, тоже посчитали, 9 регионов (правильно, Андрей Николаевич) попадают в особо значимые по тем критериям. Конечно же, это не все даже округа. И из 9 регионов в этом году пять регионов попади под засуху. Вы понимаете, эта ситуация, когда у нас, к сожалению, очень рискованное земледелие с учетом нашей географии России.

Поэтому, кроме того, некоторые позиции я бы считал возможными. Сейчас рассматривается и проходит обсуждение законопроект о зонах территориального развития в Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Некоторые позиции можно внести туда. Есть, потому что по действующим экономическим зонам можно и аграрные зоны некоторые позиции рассмотреть. Но очень осторожно продумать, чтобы не наломать дров, о чем очень хорошо предупреждал Андрей Николаевич, и я с ним в этом плане полностью согласен.

И, конечно, внесение всех поправок в закон и о развитии сельского хозяйства, и о зонах территориального развития Российской Федерации. Надо учитывать развитие производственных сил.

св

Мало в предложениях Алтайского края уделено и животноводству. Развивать надо животноводство, потому что растениеводство в Алтайском крае хорошо развито, и поэтому много, может, и не надо будет вывозить(?), а конечный, готовый продукт легче реализовывать.

И надо говорить спасибо, Иван Иванович, что Вы много вывозите муки, а это только добро и благо для региона.

В целом позиция Министерства сельского хозяйства к инициативе очень положительная, и мы будем рассматривать совместно с регионом, с Министерством экономики разрабатываемую госпрограмму, и уже после принятия и одобрения концепции устойчивого развития сельских территорий следующую федеральную программу социального развития сельских территорий. Все должно быть комплексно, а если есть такая возможность, надо посмотреть, как пилотный проект выделить Алтайский край.

Г.А. Горбунов

Спасибо.

Я предоставляю слово Торшину Александру Порфирьевичу, члену комитета, первому заместителю Председателя верхней палаты.

А.П. Торшин

Глубокоуважаемый Геннадий Александрович, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я сегодня специально попросился последним выступить, хотя хотелось бы и господина Чернышева послушать, и Кондратенко. Они люди более опытные и могли бы более весомо высказаться. Поэтому позвольте мне в кратких выражениях высказать свою точку зрения.

Во-первых, организационно. Конечно, очень хорошо, что с 2008 года, когда губернатор Карлин впервые сказал о необходимости такого закона, до 2010-го совсем немного времени прошло, и у нас уже есть текст. Летом мне посчастливилось быть на Алтае, и на Строгановских чтениях эта идея была хорошо опробована. Не все москвичи из руководителей туда доехали. Тот, кто доехал, посмотрел, что настрой серьезный, документ хорошо проработан. Надо сказать, что и с точки зрения юридической оценки качество этого документа хорошее.

В этой связи, конечно же, слова благодарности руководству края. Летом, когда стало понятно, что будут серьезные неприятности, они все-таки нашли время отвлечься от сиюминутных дел и поговорить о перспективе. А эта перспектива - это действительно стратегический проект.

Что же касается оценок, которые здесь прозвучали... Никто из нас не обладает монополией на истину, ни Министерство экономики, ни Министерство сельского хозяйства. Однако продвигаться вперед надо, надо искать варианты решения самой главной проблемы - проблемы нашего продовольствия. Поэтому надо сказать, что здесь годится любой опыт для изучения. Для применения не всякий, а для изучения - и опыт Айовы, и опыт Китайской Народной Республики, где вообще 7 процентов земли пригодны для сельхозобработки, а продовольственная безопасность - 98 процентов.

Давайте теперь задумаемся (хорошая аргументация у Андрея Николаевича Клепача), а что все-таки нам выгоднее - субсидировать своих или закупать в огромном количестве чужое. Рано или поздно это плохо кончится. Я не знаю, я не такой большой специалист в экономике... Китайцы явно не дурее нас. Все-таки за свое надо держаться, тем более Господь Бог и предки наши дали нам хороший задел, земли-то у нас хватает, надо только перелом произвести.

Поэтому, чтобы не затягивать обсуждение, скажу, что эта инициатива реальна, и ее все выступавшие поддержали. С разными нюансами, но поддержали. У меня есть письменные обращения от Краснодарского Заксобрания, от целого ряда ученых о том, что они тоже это поддерживают.

Будет ли это отдельный закон... Давайте попробуем сделать отдельный закон. Вы уже дали поручения, в проекте решения есть поручение мне, расписать по соответствующим комитетам и комиссиям...

реплика

Не поручение Вам, а просьба.

А.П. Торшин

Поручение. Все нормально. Но надо быстрее.

Сразу скажу - правильно, тяжело пойдет. У нас уже есть негативный опыт консолидированных законодательных инициатив. Вот Томская областная Дума выступила с консолидированной инициативой, получила отрицательное заключение Государственной Думы. Но на то оно и законотворчество, надо побороться. И за этот закон надо побороться. А вообще в перспективе надо, наверное, выходить на большой закон. Скорее, сельскохозяйственный кодекс это должен быть, хорошо сбалансированный, где рассматриваются все аспекты развития сельского хозяйства России. По аналогу, может быть, Земельного кодекса, но направленный исключительно на стратегическое развитие нашего сельского хозяйства.

аа

Вообще, я считаю, что Российская Федерация - это великая сельскохозяйственная держава, правда, пока с нераскрывшимся потенциалом. Я думаю, надо приложить усилия для того, чтобы продвинуть этот законопроект, внести его в Государственную Думу, ну, а там поборемся. Поборемся - в спорах рождается истина. Единственное, что ненужно затягивать время.

А так еще раз огромное спасибо алтайцам, которые сделали великое дело, так сказать, и подвинули к обсуждению этого серьезного вопроса. Ну, а мы уже здесь постараемся как-нибудь, так сказать, его продвинуть и принять такой нормативно-правовой акт, который позволит, так сказать, улучшить ситуацию с продовольственным обеспечением нашей страны. Спасибо большое.

Г.А. Горбунов

Спасибо.

Я несколько слов, завершая наше обсуждение, хотел бы высказать искренние слова признательности и благодарности за высказанную, может быть, не совсем такую приятную, но зато правду и реальные ситуации, которые оценивают в связи с предложенным вариантом обсуждения и документами, постановлением, которое по итогам нашего заседания будет принято.

Конечно, мы не так давно слышали, что все привезем, мы купим на нефтедоллары и так далее. Но по крайне мере последние 5 лет это мы уже не слышим, и понимает руководство, что именно надо обеспечить своим продовольствием. Не сразу, постепенно под это были приняты, естественно, документы, и закон сам, и программа. Да, не так, как хотелось бы, все это реализуется.

Но тем не менее вот инициатива, которую мы сегодня обсудили, я думаю, что мы услышали Андрея Николаевича, понимаем, что имеем определенный опыт. Давайте создадим вместе рабочую группу с участием Ваших специалистов тоже, Андрей Николаевич, где мы говорим, и попробуем поискать пути конкретного, может быть, разделим первоочередные какие-то меры на ближайший период, закон, может, чуть подальше или как-то. Но, думаю, Александр Порфирьевич правильно сказал: "В спорах рождается истина". Думаю, что это так и будет на самом деле. Думаю, что у нас есть опыт определенный, есть интерес на примере Алтайского края.

Алтайская земля всегда была знаменита урожаями и всеми теми людьми, которые работают на этой земле, прежде всего, испытывая всякие сложности, трудности. И мы должны в первую очередь помогать, конечно. И по критериям мы согласны, может быть, посмотреть тут, вот зоны, говорил Дмитрий Иванович, зональность учесть. В общем, весь комплекс высказанных замечаний и предложений будет обобщен в документе, и мы дальше будем вместе двигаться, вместе с краевой Думой, с Администрацией Алтайского края для того, чтобы как-то взялись. Должны выйти на какой-то конечный результат. Я благодарю вас.

Еще есть ли какие замечания, добавления по предложенному проекту постановления нашего заседания комитета, нет? Если нет, тогда принимается. Всех поблагодарить, кто... Мы коротко сейчас еще два тут вопроса рассмотрим. Вам, Андрей Николаевич, спасибо большое, от всей души. Мы продолжаем работать.

реплика

Объявление можно?

Г.А. Горбунов

Да, объявление, сейчас мы... Может быть, по завершении объявление? Прошу всех, кроме вот...

реплика (тот же)

Просьба только не расходиться.

Г.А. Горбунов

Вопрос о сельскохозяйственном страховании. Я думаю, что, уважаемые коллеги, мы его довольно-таки обсуждали, в первом чтении он принят. Есть ли необходимость что-то говорить? Я думаю, посмотрим, как дальше будет. Вы не настаиваете, Иннокентий Николаевич? Тогда мы вот... принятый в первом чтении...

реплика

Продолжаем работу.

Г.А. Горбунов

Продолжаем работу над этим законопроектом. Договорились.

Второй вопрос - О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации" (о полномочии таможенных органов на проверку документов для осуществления карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля). Михаил Васильевич, коротенько. Да, можно с места.

М.В. РОЗОВЕНКО

Уважаемый Геннадий Александрович, уважаемые члены комитета! Концептуально мы поддерживали, но с замечаниями, там принципиально два замечания, Геннадий Александрович. Там, значит, предлагается физическим лицам разрешить не досматривать личные вещи и багаж, мы не можем согласиться. Именно ветеринарный контроль показывает то, что в мировой практике через личные вещи можно занести большую проблему на российскую территорию.

И второй момент, что мы принципиально не поддерживаем, это разрешение таможенным органам только на основании документарного осмотра продвижения груза на территорию Российской Федерации. Мы предлагаем, чтобы это было только после разрешения ветеринарного контроля.

Г.А. Горбунов

Понятно.

М.В. РОЗОВЕНКО

Поправки соответствующие подготовлены, и предлагается до сегодняшнего...(неразборчиво)

св

Г.А. Горбунов

Хорошо. Есть ли какие вопросы у членов комитета? Есть предложение согласиться. Договорились.

Третий вопрос - о внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", признании утратившими силу постановления Верховного Совета Российской Федерации о мерах по улучшению расчетов за услуги связи и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в части установления запрета на осуществление расчетов и взысканий в безакцептном (бесспорном) порядке). Внесен Правительством Российской Федерации, рассмотрен Советом Государственной Думы.

Ольга Александровна, пожалуйста, коротенько.

О.А. ЕГЕРЕВА

Уважаемый Геннадий Александрович, уважаемые члены комитета и участники расширенного заседания! Данный законопроект направлен на устранение противоречий между действующим гражданским законодательством и теми положениями законов, которые названы в комментарии к законопроекту, которые разрешают списание средств клиента в бесспорном, или безакцептном, порядке. Потому что в соответствии с Гражданским кодексом все взаимоотношения между участниками рынка регулируются договорами гражданско-правового характера, и в договорах может и должен предусматриваться порядок списания средств. А в спорных случаях это по решению суда и в соответствии с законодательством или договорами между банками и клиентами. Поэтому вносятся изменения, которые устраняют старые положения законодательства, разрешающие безакцептный порядок списания.

Г.А. Горбунов

Это пока нулевое чтение?

О.А. ЕГЕРЕВА

Да, нулевое.

Г.А. Горбунов

Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Нет.

Есть предложение согласиться с рассмотрением данного вопроса. Спасибо.

Таким образом, все вопросы, вынесенные на заседание комитета, исчерпаны.

У Ивана Ивановича есть объявление. Пожалуйста.

И.И. ЛООР

Во-первых, хотел еще раз поблагодарить за участие, за понимание этого вопроса. И я сам не ожидал, что проблема обсуждения Алтайского Приобья вырастет в обсуждение ситуации на селе в Российской Федерации. Поэтому это обнадеживает. Безусловно, до жителей Алтайского края я позицию сенаторов доведу.

 

 


Система Orphus